Вера Мусатова: Горжусь тем, что "Киношок" соединяет сердца!
Вера Мусатова – российский журналист и кинокритик, ведущий специалист Управления региональной политики и проката Госкино России. Ну, а для многочисленной прессы, которая освещает «Киношок», она просто… «киномама».
Отношения с прессой
30 лет, с самого рождения фестиваля, занимается Вера Константиновна прессой. Даёт разрешение на аккредитацию, лично знакомится с каждым корреспондентом, идёт на контакт с «новенькими» представителями СМИ и постоянно, круглый год, а не только во время кинофестиваля, поддерживает отношениями со «старенькими». 24 ( если бы в сутках было 25!) часа в день она курирует прессу, проводит пресс-конференции, лично знакомясь с каждым представителем киноиндустрии. Бывали случаи, когда Вера Константиновна не давала или забирала аккредитацию. Особенно это касается жёлтой прессы. Впрочем, для того, чтобы войти в мир Большого Кино, одного бейджика мало: нужно иметь соответствующее образование, любовь к кино, уважение к актёрам. Словом, Вера Мусатова - разноплановый человек, специалист с большой буквы в меру строгий, и в меру справедливый.
- Хотелось бы лично познакомиться с одним фотокорреспондентом, который из года в год посещает наши мероприятия в Анапе с целью насолить, нафотографировать неудачные ракурсы, набрать жареных фактов, как-то опорочить имя артиста, - начинает издалека Вера Мусатова, - мы не боимся его. Нам нечего скрывать. Тогда почему он сам прячется? Каждый раз я спрашиваю у местной прессы: был он сегодня? Отвечают: был. Но я каждый раз упускаю его. Давайте уже перестанем играть в прятки! (улыбается) Познакомимся, расставим все точки над i…
Представляю, сколько энергии и энтузиазма нужно, чтобы прятаться где-то под кустами, в песчаных дюнах, чтобы сделать снимок знаменитого артиста, который переодевает мокрый купальник! К сожалению, я не могу ходить след в след за каждым артистом, оберегая его неприкосновенность, но ведь за каждый снимок, за каждую статью, каждое слово, выпущенное из-под чьего-то пера, отвечать приходится мне!
Хотелось бы сказать ему: молодой человек, вы упускаете самое главное: «Киношок» был, есть и будет. Хотя в 1992 году, когда мы все только начинали, мы не верили, что будут цифры 5, 10, а тем более 30. И посмотрите, сколько за это время благодаря нам Анапу посетило знаменитых артистов?
«Киношок» соединяет сердца
- А сколько любви принёс «Киношок»… Какие звёздные пары соединились благодаря нашему фестивалю под южным солнцем!Это Владимир Хотиненко и Татьяна Яковлева, Юрий Беляев и Татьяна Абрамова, Дмитрий Гузеев и Александра Афанасьева-Шевчук, Геннадий Авраменко и Алёна Ефимова! Последняя пара уже 25 лет вместе. Когда у них был 10-летний юбилей свадьбы, они устроили прекрасный банкет, я извинилась, что пришла без подарка. На что ребята ответили мне: что вы! То, что вы соединили нас вместе, и есть главный подарок! Геннадий Авраменко - звёздный фотограф, делал снимки в Каннах, на красной дорожке. Он известный светский фотокорр. Горжусь тем, что «Киношок» соединяет сердца!
О концепции кинофестиваля
- Что изменилось в концепции фестиваля за 30 лет существования? Дать развёрнутый ответ на вопрос о трансформации и катаклизмах, которые претерпел фестиваль, в рамках одного интервью невозможно. Не хватило бы и нескольких томов!
Первое, что приходит в голову, - это замена конкурса документального кино на конкурс сценариев короткометражных фильмов. А в целом, за последние три десятка лет не раз менялась вся концепция кинофестиваля. Это, если смотреть в глобальном плане. Большое видится на расстоянии! Начинали мы с формата Фестиваль стран СНГ и Балтии. Затем название сменили на Фестиваль СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Грузия и Украина вышли из состава СНГ, и опять пришлось менять форму и название. Не сколько форму, сколько содержание.
25-летний юбилей задал нам новый вектор направления. Впервые мы набрали конкурсную программу самобытного национального кино – Бурятия, Кавказ, Якутия… Выяснилось, что в каждой области и крае России снимают своё кино! Подлинным бриллиантом в этой обновлённой программе стало якутское кино. Взять тот же фильм «Пугало» (Дмитрий Давыдов, 2020). Его снял обычный учитель в маленькой сельской школе. Друзья мои, перед вами и есть тот самый «феномен якутского кино»! Сегодня к этому режиссёру выстраиваются очереди из желающих принять участие в работе.
А возьмите нынешнюю программу и фильм «Вертолёт» из Якутии (Михаил Лукачевский, 2021). На кинофестивале его представил Иннокентий Васильев. Опять якуты собрали все лавры!
Но, к сожалению, наша идея на 25-й юбилей не совсем оправдалась. Не все смогли вот так выстрелить в нашей галерее национального кино. В основном, результат был плачевный. Ведь для съёмки фильма нужны не только амбиции, но и образование, финансирование.
Судило фильмы высокопрофессиональное жюри, мэтры. О многих работах, снятых левой пяткой на правой коленке где-то в темноте коридора, они так и говорили: «Это нельзя показывать!». Тогда мы поняли, что жюри разбежится. И опять вернулись к формату кино СНГ. Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Армения, Эстония, страны Прибалтики, - без них на кинофестивале нельзя. «Киношок» был и остается объединяющим культурным событием стран постсоветского пространства.
Ведь практически все наши конкурсанты – выпускники ВГИКа, которые волею судеб разъехались по городам и весям, регионам и республикам. Взять фокус на казахское кино, так оно процветает. А вот Кавказ замер, в то время как ранее грузинское кино диктовало свои правила…
Итоги тридцатого юбилейного «Киношока»
- Часто бывали несовпадения в мнениях жюри, но в 2021 году оно было практически единодушным. Даже независимая пресса отметила тот же фильм, что и главное жюри фестиваля – это был «Вертолёт» в исполнении одарённых якутов. В этом году жюри испытало невероятный психологический и профессиональный комфорт, чего не видели на других кинофестивалях. Некоторые приезжали в Анапу понурые, хмурые, а уезжали с открытыми улыбками на лице! Что ещё нового в фестивале? Ярких красок добавил в этом году «Киномалышок», который выстрелил, как никогда, за последние годы. Актёрский состав невероятно сильный, это не какие-то там детские сказки, а полноценные фильмы для семейного просмотра, которые не сегодня-завтра выйдут на большие экраны по всей России. Причина – куратор Анна Васильевна Пендраковская, наш вихрь и энерджайзер, - говорит журналист и кинокритик В.Мусатова.
Поинтересовались мы и причиной смены места церемонии закрытия:
- За последние годы в связи с климатическими сюрпризами у многих из нас возникло желание «переселиться» в городской театр Анапы. Вспоминаю церемонии, когда под открытым небом актрисы в вечерних платьях и на каблуках кутались в капюшоны, прятались под зонты, им всё равно было, что происходит на сцене, только бы согреться. Кстати, в городском же театре проходило закрытие «Киношока» в 2020 году, когда фестиваль проходил в онлайн формате. Я находилась в это время в Москве и смотрела прямую трансляцию из гортеатра. Неплохо получилось. В 2021 году за считанные часы до церемонии, мы решили перейти в гортеатр! Даже если днём второго октября и было тепло, вечером так или иначе погода изменилась бы.
После 30-го юбилейного «Киношока» Вера Константиновна оставалась в Анапе до тех пор, пока не разъедутся все артисты. В один из таких дополнительных «бонусных» киношных дней мы и взяли у неё интервью. А завершилось оно хорошей новостью:
- Мы не прощаемся. Уже начинается отбор новых конкурсных фильмов на 31-й открытый фестиваль, который, к тому же, в следующем году «грозит» стать ещё и международным, как пожелал организаторам губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Да и дирекция фестиваля уже давно к этому шла. У нас новый отборщик программы полнометражных фильмов – куратор Сергей Анашкин, он обещал удивить всех! Профессионал своего дела. Так что «Киношок» продолжает жить и остальные 355 дней в году!!! Помните: все мы делаем одно дело – снимаем или показываем качественное кино. Сказала бы даже, мы все одной группы крови (в переносном смысле слова), поэтому не грустите без «Киношока». Он всегда рядом с вами…
Анна Маторина @annapa news
Фото Ярослава Аниканова @yar.an555
Фото Валерия Седельникова.
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье