История рода Гарибальди в Крыму
ИСТОРИЯ ПРОСЛАВЛЕННОГО РОДА ДЖУЗЕППЕ ГАРИБАЛЬДИ В КРЫМУ (STORIA FAMIGLIA GARIBALDI IN CRIMEA) НАСЧИТЫВАЕТ ПОЧТИ ДВА ВЕКА
Однако до сих пор она освещена фрагментарно, путано и полна тёмных мест. Отчасти такое положение связано с переломным моментом в жизни колонистов, как и всей страны: октябрьский переворот 1917 года разрушил старый уклад и круто изменил человеческие судьбы. Беспрерывная череда войн, голода и Террора почти не оставила средств восстановить общее родовое древо этноса, сплетённое из ветвей итальянских родов и кланов. Архивные тайны по-прежнему тяготят потомков.
Не успела Европа приручить турецкий султанат, как к берегам Чёрного моря устремились сотни торговых кораблей. Вывоз хлеба через старые и новые порты Азово-Черноморского бассейна стал основным делом для большинства торговцев из Италии. В их числе оказался и дядя героя Италии Джузеппе Гарибальди – Амвросий (Антон Иванович), который в 1819 году перенёс торговую контору из Феодосии в Таганрог. Спустя десять лет Амвросий Гарибальди становится вице-консулом Сардинского, а затем и Неаполитанского королевства в Керчи.
Во время очередного захода в Таганрог (весной 1833-го) Гарибальди даёт клятву посвятить жизнь борьбе за объединение Италии. Затем в течение 13 лет он сражается в Южной Америке и возвращается в Италию в период революции 1848 года. В таком случае его кузен, которого также звали Джузеппе Гарибальди, самостоятельно добирается до Кафы, где (по некоторым данным) около 1840 года женится на немецкой девушке из соседнего села. Семья Бауэр проживала в колонии Герценберг, основанной в 1804 году выходцами из Германии и Цюриха. В начале века её население составляло всего-то 45 человек католиков и лютеран. В 1870-е годы участок земли приобрёл здесь известный винодел Л. С. Голицын.
Джузеппе вербуется капитаном на судно феодосийского купца Леонардо Дуранте, тем и зарабатывает свой хлеб. Почему из всех портов Джузеппе выбирает именно Феодосию? Свою роль сыграли старые связи семьи Гарибальди в городе, итальянскую диаспору которого составляли в основном выходцы из Лигурии. Некоторые из них перебираются позже в Керчь, где мы встречаем Бьянки и генуэзскую линию Скоччимарро, породнившихся с транийскими Скоччимарро через сестёр Ла Рокка. О крепости этих связей свидетельствуют удивительные пересечения семей Гарибальди с другими итальянскими родами на протяжении полутора веков. Не исключено, что отцом Джузеппе Гарибальди и является посланник земель Италии Амвросий Гарибальди, скончавшийся в Керчи в 1846 году.
Выразив сожаление по поводу переименования улицы имени Джузеппе Гарибальди в Одессе, Григорий Зленко пишет в своей статье: «В «Одесском вестнике», помеченном 22 июня 1846 года, нашлась некрологическая заметка, поведавшая о жизни так прочно забытого человека, что о нем напрасно спрашивать лучших отечественных знатоков старой Италии. Приведу эту публикацию целиком, ибо она является единственным у нас источником сведений об Антоне Гарибальди:
«Керчь, 11 июня 1846 года. 6-го июня, в 3 часа утра, скончался в нашем городе после кратковременной болезни старейший из пребывающих здесь иностранных консулов Антон Иванович Гарибальди, на 69-м году своей жизни…Отпевание тела его происходило в здешнем католическом храме и потом 7 числа, в сопровождении городского начальства, иностранных консулов и многочисленного стечения граждан…отвезено с приличными званию его почестями на общественное кладбище и там предано земле».
Однако в Таганроге, например, сохранились важные документы той поры. Вот только одна из записей в «Адрес-календаре» за 1825 год об общественных деятелях местного градоначальства: «В конторе Карантинного отделения представители от купечества купцы I гильдии Александр Гер и Амвросий Гарибальда». Не один раз упоминаются торговые операции купца Гарибальди в таможенном журнале. Среди записей особый интерес вызывает строка, отмеченная 1820 годом: «Об выдаче свидетельства о товарах, выгруженных из судна шкипера Гарибальды». Этим шкипером был не кто иной, как Доменик – родной отец борца за объединение Италии. Более того, журнал таганрогской таможни сохранил для нас также запись 1830 года о досмотре пассажира Джузеппе Гарибальди, посетившего дядю Амвросия в Керчи. Об этом визите упоминает в «Заметках о Керчи…» и А. Сумароков (Альманах «Таганрог – Италия, февраль 2012 г. Труды краеведческого музея).
Изучая документы Сената, Григорий Зленко «вдруг обнаружил, что одним из таких указов, от 4 октября 1828 года, «Сардинским Вице-Консулом в Керчи и окрестностях сего порта» был признан некий Антон Феликс Гарибальди, о чём также сообщил «Одесский вестник». Эта же газета написала 25 февраля 1842 года: «Государь Император, по положению Комитета господ Министров, Высочайше соизволил» признать неаполитанским консулом в Керчи Антона Гарибальди (Г. Зленко «Тайна Джузеппе Гарибальди». Газета. ру).
На переломе эпох, когда век 20-й только набирал ход, в Феодосии ещё оставались яркие свидетельства итальянского влияния. На устах были звучные имена величественных башен Генуэзской крепости: Констанца, Джулиана, Климентина, как и фамилии итальянцев старой группы. Старожилы города помнили Гарибальди, родственники которого проживали по соседству. Аркадами своих тротуаров Итальянская улица напоминала средневековую Пизу, итальянские говоры звучали в порту и кофейнях; мелькали необычные названия парусников и баркасов.
Итак, экономическая выгода была взаимной, не говоря уже об огромном культурном вкладе Италии в местную провинциальную среду или о строительстве Северной Пальмиры. К тому же Россия постоянно укрывала попавших в опалу граждан итальянских княжеств в условиях беспрерывных войн, начиная с бунта «Реформации» в 17 веке. Политический характер эмиграции Джузеппе в Крым доказывает судьба ещё одного кузена братьев Гарибальди – Анжело Парчелли. После неудачного похода Манзини в Савойю в 1834 году Джузеппе бежит во Францию, а его брат Анжело скрывается в России. В Бердянске Парчелли сапожничает и открывает большой обувной магазин в центре города. Дело отца продолжил затем его сын Паскуале.
И эта родственная линия Гарибальди не прервалась: сейчас в Симферополе проживает праправнучатый племянник Джузеппе Гарибальди - Константин Евгеньевич Парчелли. Каждый год он возвращается в родной город и делится воспоминаниями о семье. Историю его предка Анжело описал бердянский краевед Георгий Сукач, издавший уже 4 сборника статей о выдающихся земляках, подчас давно позабытых. Сестра Константина Валентина Парчелли пела в Одесском театре оперетты. В настоящее время заслуженная артистка Украины вместе с мужем занимается театральной деятельностью в США. Её брат-близнец – заслуженный пилот СССР и проживает в Молдове. В Одессе данная ветвь Парчелли соседствовала с ветвью керченской и новороссийской: Маргарита, дочь Джироламо Порчелли, была давней знакомой Алексея Дятлова, мужа её троюродной сестры Полины Порчелли.
Продолжение следует
ПЁТР ПЕРГАЛО
Комментарии к статье