Клазоменская расписная амфора
Клазоменская расписная амфора
Из коллекции Анапского археологического музея
В 1982 году в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан», впервые за всю историю раскопок Горгиппии, были открыты следы раннегреческого поселения VI – V в. до н.э. основанного колонистами из Ионии. Культурный слой этого времени разделяется на несколько строительных периодов. В наиболее раннем обнаружены следы полуземлянок, возможно жилищ первых греческих переселенцев. Полы заглубленных в землю домов покрывал слой пожара, содержащий в себе осколки ионийской и аттической посуды. Здесь был обнаружен наиболее ранний из найденных в Анапе античных сосудов – клазоменская столовая амфора с чернофигурной росписью.
Амфора собрана из многочисленных фрагментов, утраченные части заполнены гипсом при реставрации. Находку можно датировать концом второй четверти VI в. до н.э. По сюжету и технике росписи амфоры, она относится к клазоменской расписной керамике. Клазомены, один из 12 ионийских городов западного берега Малой Азии, входил в число крупнейших центров восточногреческой вазописи. В VI в. до н.э. в Клазоменах сложилась своя школа чернофигурной росписи, в которой прослеживается влияние Коринфа и Аттики.
На анапской амфоре присутствуют все особенности клазоменской вазописи. Основной сюжет: фигуры трех сирен и сфинкса в геральдической композиции, разделенные бутонами лотоса; горло амфоры украшено пальметтами. Роспись выполнена темно-коричневым, почти черным лаком по серой глине, лица и грудь фигур выделены белой краской, лепестки пальметт, детали оперения сирен и сфинкса, головные уборы, дополнены пурпуром и мелкими белыми точками.
Сирен часто изображали в росписи клазоменской керамики. В мифологии этих существ традиционно описывали как полуптиц-полуженщин. Они обитали на островах и своим сладкоголосым пением заманивали к себе моряков, усыпляли их, после чего раздирали несчастных на части. Впервые сирены описаны в XII песне «Одиссеи» Гомера. Однако в этой эпической поэме, созданной еще в VIII в до н.э., не упоминается внешний вид этих существ.
На анапской амфоре изображены три сирены. Но согласно описанию Гомера, сирен было только две. Он рассказывает о них в двойственном числе. Третья сирена в греческой мифологии появляется позже, а вместе с ней их имена и история происхождения. Псевдо-Аполлодор в эпитоме к «Мифологической библиотеке» пишет:
«Сирены происходили от Ахелоя и Мельпомены, одной из Муз: звали Сирен Пейсиноя, Аглаопа и Телксиепия. Одна из Сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте: так Сирены завлекали к себе проплывающих мимо моряков».
Серены, существа связанные со смертью, внушали страх. Но их судьба тоже была трагична. Согласно мифу, если кому-либо удастся проплыть мимо них невредимым, сирены погибнут, а это, как известно, было успешно осуществлено Одиссеем.
Четвертым существом на нашей амфоре является Сфинкс. В греческой мифологии Сфинкс описывается как чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождённое Тифоном и Эхидной.
В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) говорится, что когда-то в Фивах появилось девообразное чудовище Сфинкс. Она предлагала всем, кому это по силам, решить загадку и убила много людей, поскольку те не смогли дать правильный ответ. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим, двуногим и трехногим?». В награду за решение загадки – были предложены брак с царевной Иокастой и царская власть над Фивами, однако никто не смог найти правильный ответ. И только Эдип решил загадку. Существо, которое имеет в виду загадка Сфинкс, – это человек, ибо в детстве он ползает на четвереньках, когда становится взрослым – ходит на двух ногах, а в старости в качестве третьей опоры берет палку. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.
Существует и более древний миф о Сфинксе. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) упоминает Сфинкс в своем произведении «Теогония». Первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, по сообщению Гесиода было Фикс, а родителями названы Орф и Эхидна.
Мастер на амфоре изобразил сирен и сфинкса вместе. Они относились к хтоническим существам греческой мифологии, считались музами подземного мира, приносящими смерть и страдания. Их часто изображали на надгробных памятниках, рисовали на стенах склепов.
Фигуры существ разделяют бутоны лотоса. В Древней Греции лотос считался магическим растением и отождествлялся с богиней Афродитой. Были распространены рассказы о лотофагах – людях, питающихся цветами лотоса. Гомер в IX песне «Одиссеи» рассказывает, что путник, который отведает лотос, немедленно впадет в беспамятство и навсегда остается среди лотофагов.
Горло амфоры украшают пальметты – веерообразные пучки пальмовых листьев. Пальметта считалась символом жизни и процветания. В качестве акротерия ею часто украшали надгробия, использовали в архитектуре. Мотив пальметты зародился в древнем Египте, оттуда он попал на остров Крит в догреческую минойскую культуру и использовался в искусстве греков вплоть до времен Византийской империи.
Клазоменская чернофигурная амфора занимает почетное место в центре главной экспозиции музея «Античный город Горгиппия». Она возглавляет композицию из трех крупных чернолаковых сосудов: набора посуды, предназначавшегося для церемонии симпосиона – греческого пира. Амфора входит в число ценнейших экспонатов Анапского археологического музея и является одним из его символов.
С. Евсюков
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье