История заселения Анапы: немцы

01/09/2017

Дружба народов для анапского региона не пустой звук. Здесь в согласии живут представители многих национальностей. Часть из них были переселены на Кубань еще во 2-й половине XIX века. Как это было? Вот какой была история заселения района немецким народом.

ДЖИГИНКА
Целью российского правительства было «привлечение в край немцев, как представителей культуры». Еще раннее - в 50 гг. XIX века - они стали переселяться на Кубань из Бессарабской, Таврической и Екатеринославской губерний. Их привлекали плодородные земли, льготы, предоставляемые правительством. Правительство полагало, что опыт переселенцев будет служить примером рациональной хозяйственной деятельности для черноморских казаков. Колонисты освобождались от каких-либо податей, повинностей, им гарантировалась свобода вероисповедания. Селились они, главным образом, по реке Кубань.
В районе Анапы ими было образовано поселение Михаэльсфельд. В 1896 году, когда Военный Совет переименовал село в Джигинское, в нем проживало 1021 человек.
История села начинается в 1868 году, когда первые 9 немецких семей на трех подводах, крытых войлоком, проложили путь из Бесcарабии на Кубань. Остановились в Михайловой балке, в 2 км от реки Джига и вырыли землянки. Согласно договору, ими были куплены 6 тысяч десятин земли (3 тыс. – пашня, 3 тыс. – плавни) с рассрочкой выплаты на 3 года.
Дома строили на каменных фундаментах с высоким цоколем, двускатными крышами, крытыми черепицей. Потолки в домах были высокие, оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли для защиты от грызунов и гнили.
Основу планировки составили две центральные улицы, пересекающиеся под прямым углом, концы которых тоже были изогнуты под прямым углом. Улицы были широкими, вымощены камнем, имели тротуары. Камнем был вымощен и берег реки Джиги.
Занимались хлебопашеством с усовершенствованной обработкой земли, скотоводством, коневодством, разведением овец, садоводством, виноградарством и табаководством. Их ремесленные изделия быстро раскупались местным населением. Немцы отличались замкнутостью жизни, исповедовали лютеранскую религию, подчинялись русским законам.
Развитию торговли способствовало выгодное географическое положение села на перекрестке торговых путей: до Анапы – 27 км, до г.Темрюк – 27, до ст.Крымской – 27, рядом казачьи станицы Варениковская и Старотитаровская с богатыми базарами. На рынки вывозили пшеницу, кукурузу, овес, овощи, фрукты, дичь, рыбу, продукты животноводства. В селе появились предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: мельница, маслобойня, сыроварня, винодельни. Развивались жизнеобеспечивающие ремесла и промыслы: цегельня – цех по производству кирпича и черепицы, сапожная мастерская, бондарный цех. В короткие сроки село превратилось в одно из самых процветающих в районе.
Весной 1896 года Джигинское евангелистско-лютеранское общество занялось строительством церкви. За земельный участок уплатили 1664 рубля. Сметы и планы за 15 тысяч рублей составил архитектор Ковригин. Колокола и орган были приобретены на общинные деньги (13.500 рублей) в Германии. Кирха (церковь католическая) была открыта в конце 1896 года. Это был готический собор с высокими резными окнами и нарядным внутренним убранством. Прекрасная акустика обеспечивала идеальное звучание органа и пение хора. В церкви была читальня, которую охотно посещали жители села.
В 1912 году рядом была построена первая немецкая национальная школа (трехклассная) со светлыми помещениями и автономным водяным отоплением. Колония (поселение) Михаэльсфельд входила в Таманский полковой округ Темрюкского отдела Кубанского казачьего войска.

 

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье