Свежее прочтение комедии Мольера "Скупой" представил Новый Театр

13.06.2023

13 и 14 июня - на сцене Московского театра Et Cetera идет премьера комедии «Скупой» Ж.-Б. Мольера в постановке Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова. Бессмертная классика французского драматурга  более пяти веков покоряла зрителей, а теперь непрестанно оживает на подмостках известных современных театров.  Накануне, 12 июня, в театре Александра Калягина прошла генеральная репетиция. Попав  впервые на подобное мероприятие, я, пожалуй, была самым неискушенным зрителем среди журналистов, а также приглашенных по театральной традиции родственников и друзей участников спектакля.

  Известный режиссер и художественный руководитель Нового Театра Эдуард Бояков рассказал, что хотя театру один год, над постановкой  работали три года. В спектакле заняты народный артист РФ Леонид Якубович,  заслуженные артисты РФ Евдокия Германова, Сергей Габриэлян, артисты Софья Бородицкая, Дарья Дуженкова, Никита Кашеваров, Дарья Коларж, Дмитрий Мальцев, Артем Орлов, Александр Сальник.

Многое из того что творилось на сцене стало для меня большим сюрпризом. Гарпагон, которого сыграл Леонид Якубович, оказался вовсе не банальным скупцом. Актеры  представили старую как мир историю о любовных страстях молодости, о любви к луидорам и анекдотической скупости старости. От Гарпагона зависит счастье его детей. Но он становится им помехой, трясется над своей шкатулкой, припрятанной в саду, и сам хочет жениться на молодой, да еще хотел бы получить за невестой приданое. Самые нелепые слухи о его скупости оказываются правдой. Однажды он даже украл овес у собственных лошадей... Богатство нужно ему, чтобы иметь вес в обществе, в нем смысл его жизни, и поэтому он безмерно одинок и по сути не так уж счастлив. Это понимание приходит к нему постепенно, с развитием сюжета. Если вначале он рассчитывает, сколько в реальном значении стоит его время, то в конце, получив назад свою заветную шкатулку и наблюдая за тем, как счастливо все сложилось у молодых, задумывается  о том, как важно не только брать, но и давать, чтобы наполнить не только руки, но и сердце. В конце концов любой человек умирает дважды: один раз в физическом смысле, а другой тогда, когда о нем не остается памяти.  Так даже к неисправимому скряге начинает приходить мудрость.

Трудную задачу сделать  Гарпагона лучше поставил режиссер. Сам Мольер такой интерпретации не давал и для сценической версии Нового театра нужна была филигранная литературная обработка. Тем более что до сих пор эта комедия Мольера имела лишь буквальный построчный перевод на русский. Нужен был перевод, который оставил бы смысл классики и дал мироощущение, понятное и близкое зрителю. Благодаря такой работе, текст наполнился юмором, философией, публика вслушивалась в каждое слово и, осмелюсь утверждать, что классик на такую вольность не рассердился бы.  Автором литературной обработки стал Леонид Якубович, он не только шоумен, но и писатель, глубоко знает и по-настоящему любит классику. И это тоже неожиданное раскрытие любимца многомилионной публики. Леонид Якубович сам написал несколько монологов, характеризующих  своего героя с новой  стороны.

Еще одна удачная находка в постановке Нового театра – особая подчеркнутая пластика – прямолинейная и балетная у дочери Гарпагона Элизы – актриса Софья Бородицкая, и очень удачно сыгранная наивно-простодушная у потенциальной невесты   Марианны  - актриса  Дарья Дуженкова, а еще более поразили какие-то невероятные, даже карикатурные  и в то же время вполне естественные ужимки по-французски миниатюрно тоненькой и яркой очень пронырливой свахи Фрозины  - заслуженная артистка РФ Евдокия Германова. 

 Очень яркий образ мудрого и ироничного слуги Жака блестяще сыграл  заслуженный артист России Сергей Габриэлян.

Мне очень понравился также юный слуга пройдоха Ла Флеш в исполнении Никиты Кашеварова, как и игра всех без исключения актеров.

Самое главное - в  спектакле Нового театра удалось передать настоящий дух классики Мольера, который обличает скаредность (на первом представлении в 1668 году это задело за живое парижскую публику). А также воссоздать атмосферу  пристойной фривольности, которой так славятся французы. Правда, любовные краски были какими-то легкими приглушенными, хотя это лишь подчеркивало, что они тут не главные. За судьбу влюбленных зрители все же переживали до самого финала.

Очень эффектным было появление на высоких качелях подчеркнувших статус богача Ансельма, роль которого сыграл режиссер спектакля Валентин Клементьев. Это как по классике. Как известно, Мольер всегда сам исполнял одну из ролей в своих постановках.

Все действо происходило на фоне красивых  и реалистичных декораций особняка Гарпагона от художника Александра Цветного. Его работу назвали "тонкой, изящной, немного ироничной стилизацией, взглядом на эпоху Просвещения из XXI века".

Виктория Севрюкова создала для артистов великолепные костюмы, настоящие шедевры, подчеркивающие индивидуальность каждого образа. Одежду героев хотелось с интересом разглядывать на протяжении всего спектакля, хотя они и не отвлекали от главного.

«Скупой» в сценической версии Нового театра подарил целую гамму чувств, оставил впечатление легкости, праздника и дал хороший повод для раздумий, ведь с похожими дилеммами в той или иной степени сталкивается в жизни каждый из нас. Кстати, возрастной ценз спектакля 12+, так что идти на него можно вместе с детьми.

Нина Романова

https://m.vk.com/video14808279_456239017

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье