Глиняные сказки Афродиты
Энтузиаст из Анапы решил создать центр «Живой истории», в котором будут работать мастера античных ремесел
Мало кого могут оставить равнодушными терракотовые скульптуры, изящные вазы по образцам мировых шедевров керамики и оригинальные вещи, выполненные анапским гончаром - вазописцем Владимиром Иванисовым в технике античного гончарного искусства. Уже несколько лет персональные выставки мастера с успехом проходят в престижных столичных центрах.
Иванисов – художник-реставратор анапского археологического музея «Горгиппия», впрочем, сам себя он скромно называет рукодельником. С детства, рассказывает Владимир, ему хотелось что-то создавать. Первым увлечением стали чучела животных. После школы он подолгу пропадал в музее, где и познакомился как-то с руководителем известной на всю страну Ленинградской таксидермической лаборатории М. Заславским. Профессор посоветовал пареньку с художественными наклонностями учиться на биолога или зоолога… Владимир окончил институт, работал в зверосовхозе, занимал одну из руководящих должностей в краснодарском «Зверопроме», пока трест не закрылся. В «Горгиппию» пришел взрослым состоявшимся человеком.
– Музей меня увлек, – рассказывает Иванисов.– Затянули тайны истории, секреты реставрации. Захотелось как можно больше узнать о ремеслах Древней Греции.
Вот уже более двадцати лет через его руки проходят вещи, созданные две с лишним тысячи лет и хранящие совершенно удивительную энергетику. Много раз за эти годы происходило чудо: принесут в реставрационную мастерскую груду каких-то непонятных черепков. Их надо очистить, восстановить, вдохнуть в них жизнь. И через время замерцает таинственным неповторимым светом чернолаковая и краснолаковая керамика, восхитит недосягаемым совершенством, продуманностью мельчайших деталей, единством формы и мотивов росписи.
– Наверно, древним мастерам помогали не только бог ремесел Гефест, бог искусства Аполлон, но и богиня красоты Афродита, культ которой существовал в Горгиппии, – говорит Владимир.
Афродита и вдохновила Иванисова на первый эксперимент. В качестве образца для сувенира начинающий гончар выбрал мраморную головку богини красоты и любви (1 век), найденную в 70 годах при раскопках на территории заповедника. Помнит, как обжег пробную партию в маленькой муфельной печке. Не спал всю ночь, но богиня получилась такой, словно помогала ему муза, вдохновившая древнего мастера: капризно сложенные губки, нежный овал, безупречные черты прекрасного лица.
Когда Иванисов взялся за разгадку секретов искусства древних греков, то долго искал «нужную» глину. В 12 месторождениях в окрестностях курорта и за его пределами брались пробы и отсылались на экспертизу. Так продолжалось до тех пор, пока специалисты не определили, где брали глину гончары Горгиппии. Пытаясь постичь секреты керамики, побывал в химико-технологическом институте им. Менделеева, в Строгановском художественном училище. Стремился разгадать тайны античного лака. Ездил в Дулеево на фарфоровый завод за глазурями …
Впрочем, не всегда удачу можно объяснить тонкостями ремесла. Есть и еще нечто. Хоть и считается глина одним из самых доступных и податливых материалов, полностью открывает она свои тайны далеко не всем. Недаром народы разных стран считали, что самые искусные гончары обладают необычными способностями. Перед мастерами преклонялись, их боялись, потому что считали чародеями. Издавна считалось, что гончар наделен свыше способностями творца, огонь, в котором обжигалась глина, священен. По верованиям разных народов из глины, как «из праха земного», был сотворен человек. Легенды легендами, но если гончар настоящий творец, то его изделия действительно хранят какое-то сокровенное тепло.
– Гончарный круг был первым станком, который придумал человек. Именно древние мастера создавали настоящие шедевры. В специальных каталогах есть вещи, создатели которых неизвестны, но по работам можно судить, что они принадлежат, к примеру, «мастеру распущенных волос». Чтобы стать мастером, нужно поддержать в руках тысячи черепков, почувствовать их теплоту, научиться «слышать». И тогда можно говорить о связи древнего и современного искусства, – считает гончар.
На изделиях Иванисова, которому подвластны как гончарный круг, так и неповторимая ручная лепка, нет личного его клейма. Для гончара главное, что работы, сделанные в его мастерской, напоминают: Анапа имеет потрясающий культурный пласт.
Благодаря гостям курорта слава о мастере из провинции давно добралась до столицы. «Греческое искусство не погибло», заявили представители греческих обществ, пригласившие несколько лет назад в качестве почетного гостя на свою конференцию анапчанина. После этого в Москве, в Доме кино, Доме художников, в фойе концертного зала гостиницы «Россия», были организованы персональные выставки Иванисова. Ценители увидели современную керамику, радующую глаз таким же изяществом и утонченностью, какими отличались работы древних мастеров. Тогда же талантливого мастера из провинции разыскали учредители совместного советско-американско-бельгийского предприятия, они привезли в Анапу печи и предложили работать на заказ... Одним из таких заказов стала специальная награда для победительницы конкурса красоты «Мисс Русская Америка», проходившем в 90 годы в Хаммеровском центре в Москве. Конечно же, достойным призом для красавицы могла стать только Афродита. На этот раз мастера вдохновила терракотовая статуэтка Афродиты с дельфином, найденная в Анапе во время раскопок. Организаторы шоу попросили мистера Иванисова сделать также копию необычного приза, объяснив свою просьбу желанием передать Афродиту в коллекцию … Джорджа Буша-старшего.
Иванисов объединил вокруг себя единомышленников, которые также освоили древнее ремесло. С ним работают историки, овладевшие гончарным кругом, профессиональные художники, избравшие темой сюжетов вазописи странствования Одиссея, путешествие Аполлона в страну гипербореев, сражения воинственных амазонок и сцены быта жителей античного города. Стал гончаром сын старший сын Андрей.
В ближайшее время мастер готовится реализовать совершенно уникальный проект – открыть в курортном городе центр живой истории античных искусств. Туристы попадут в ремесленный квартал античного города, где можно будет почувствовать дух древней развитой цивилизации, увидеть, как чеканят копии античных медных монет 2-1 века до н.э. с изображением Сатира, ваяют и расписывают вазы, ткут полотно, пекут хлеб. Производство будет не бутафорским, а самим настоящим, причем, желающие сами смогут попробовать себя в роли ваятелей, молотобойцев, чеканщиков, пекарей… На территории будущего центра уже работает гончарная мастерская (раньше она располагалась в арендованном помещении), где можно наблюдать весь процесс рождения керамики. Здесь много интересного. Муфельную печку, в которой заново и в огне, а не из пены, родилась Афродита, давно сменила печь, разработанная по заказу Иванисова московским теплофизиком Игорем Ермолаевым. Вот ручной гончарный круг, он мало изменился с тех пор, как человек создал этот самый первый примитивный станок. А рядом – чудо электроники – гончарный круг, привезенный в Анапу из Японии (кстати, анапский мастер оказался чуть ли не первым россиянином, сделавшим заказ на эту диковинку в стране Восходящего Солнца).
На полках – готовые работы. Тончайшие вазы, напоминающие произведения античных мастеров соседствуют с оригинальными сосудами для вина, пока еще ждущими своего винодела, который сможет оценить их по достоинству. А также оригинальные керамические поилки для курортных бюветов минеральной воды, сувенирная продукция с олимпийской тематикой.
Как только в будущем центре живой истории открылась мастерская, в Анапе появился новый туристический маршрут «В гости к гончару». Анапские мальчишки и девчонки любят приходить на экскурсию в мастерскую. Желающие, а их немало, могут сесть за гончарный круг. Кто знает, может, со временем их тоже вдохновит муза древних мастеров?
Нина Романова
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье