"Ионыч" или путь от любви до нелюбви

02.12.2024

 Без любви невозможно или размышления после спектакля неискушенного зрителя

На Новой сцене Театра им. Евгения Вахтангова -  премьера спектакля   по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» про историю зарождения и крушения чувств земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева  и несбывшихся мечтаний о музыкальной карьере, запоздалых надежд на счастливое воссоединение с отвергнутым женихом юной провинциальной барышни  Кати Туркиной. Что это за история: сначала она ему отказала два раза, потом он ей.

Яркая постановка талантливого режиссера Олега Долина и запоминающаяся игра актеров оставляет оставляет долгое послевкусие, а также простор для фантазии и домысливания смысла и глубины коротенького рассказа гениального Чехова. 

 Наверное, это было сложной задачей -  перенести несовременные  чувства в современный мир. Что я называю несовременным чувством? Конечно,  не любовь, она вечна. Хотя, пожалуй, в наше время ситуация, когда  человек потерпел фиаско в личной жизни один раз, и остановился в желании устроить своё счастье - достаточно редкое явление. Гораздо чаще клин выбивают клином или обращаются за помощью к психологу. Что касается чеховской истории, то, оговорюсь сразу, что мои мысли по этому поводу достаточно субъективны. На мой взгляд, главный герой спектакля в какой-то степени сам виноват в том что случилось. Встретились два незрелых человека,  которые совсем не понимали друг друга. С одной стороны, девичьи проказы, озорство и  большое желание вырваться из обыденности. Совместить простое человеское счастье с творческой реализацией всегда сложно, а для того времени практически невозможно. Главная героиня (актриса  Ася Домская), - именно от её лица идет рассказ на вахтанговской сцене, что придает новый и неожиданный ракурс всей этой истории, - вызвала у меня даже большее сочувствие, чем наивный юноша, раздавленный отказом любимой и заморозивший свою душу. Через 4 года, когда так горячо любимая им девушка попыталась воскресить его разбитые чувства, то встретила уже  не пылкого влюбленного, а холодного человека, предпочитающего жить без чувств. Теперь ему хорошо, ему не больно.

В спектакле занята молодая часть труппы, ребята только пришли в театр после  курса Кирилла Пирогова Щукинского училища. Вот что рассказали журналистам о том, как воспринимают своих героев и происходящее с ними, занятые в спектакле молодые талантливые актеры.

- Я очень люблю и понимаю своего героя. От несчастной любви кто-то стреляется и умирает, а кто-то продолжает жить без сердца. Ему страшно возвращаться в прежние чувства, - признается  талантливый актер Юрий Поляк (земский врач Дмитрий Старцев)
- Самое сложное было переставать плакать, переставать жалеть. Ты умираешь после каждой репетиции. И в какой то момент режиссер сказал,  что надо отстраниться и просто рассказывать эту историю, - говорит Ася Домская (провинциальная барышня Екатерина Туркина - Котик). - Спасибо Олегу Долину, что он нашёл этот рассказ. Перевернул историю и рассказал  её с точки зрения главной героини.

Обращение режиссера к творчеству Чехова неслучайно.

 - Мне кажется, что Чехов совершенно бездонный автор, - подчеркивает Олег Долин. - 

- Были вопросы, что нет света в конце. Дело художника рассказать, как бывает в жизни. Что стоит за описанием главного героя, которым заканчивается рассказ. Один человек делается другим. Как это бывает в жизни, когда он раздавлен. Отчего происходит это страшное превращение? Это проза, не совсем для театра. Но я хотел обойтись  рассказом, найти эту чеховскую завершенность. Это обнажение простого человеческого желания быть счастливым. Счастье, жизнь, любовь проходят мимо и ничего не остаётся. История сложного человека, который чего-то хотел добиться.

Странно, такая грустная история, а у меня остались светлые чувства.
И размышления. О том, что всё люди по-разному переживают безответную любовь что так легко безвозвратно разрушить хрупкий мир возможных отношений, обещающих счастье и любовь.

Спектакль оставляет место для неоднозначности, для размышлений, для оценки событий и героев, которую каждый зритель делает сам, в силу своего восприятия и жизненных убеждений. Да и с актёрами так, каждый привнёс своё. Хотя режиссёр пришёл с готовой идеей, он, по его признанию, дальше в ходе подготовки спектакля шел от актёров. Судя по всему  работа была дружной и вдохновляющей. Вместе рассуждали и пришли к мнению, что главная героиня  талантлива, а не бездарна, как решила сама, после крушения надежд, вернувшись из Москвы, где можно только догадываться, какие именно неприятности с ней произошли. Да, наверно, и не могло быть иначе с избалованной домашней девочки, наивно верящей, что искорки таланта поведут ее прямой дорогой у славе. Зато она вернулась в родной очаг к родителям, оценив насколько они ей дороги. как и наивный влюбленный доктор, о котором она не забыла. Но в нём уже пожар любви, вернее, влюбленности оставил пустыню... Эти двое могли бы быть счастливы, ведь не случайно проведение стремилось их соединить через нелепую повторяющуюся ситуацию, когда Дмитрий, целуя руку, нечаянно зацепился за застёжку и его пришлось освобождать. Простое человеческое счастье прошло мимо несколько раз. В первый из-за наивности и неискушенности, а во второй из-за слабости характера и очерствления с одной стороны у него, и из-за слишком позднего раскаяния и чрезмерных попыток воскресить то, что невозможно у неё. В результате она продолжила провинциальную жизнь уже замужней дамы. Была ли она потом счастлива остается за скобками. А Старцев превратился в монстра. Для обоих самой яркой искрой осталась их история в молодости.

Обязательно сходите на премьеру в театр Вахтангова и сделайте свои выводы. Получите яркие впечатления от игры актёров, от соприкосновения с Чеховым, потому что всё будет именно по-чеховски.А потом ещё продолжите размышлять на вечные темы и домысливать историю. 

Лев Толстой: "...У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь, человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого как будто отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед вами яркая, неотразимая картина. И вот еще наивернейший признак, что Чехов истинный художник: его можно перечитывать несколько раз". Спектакль с помощью мастерски сделанных сцен ярко передает эти мазки.

Счастливого похода в театр!

Нина Романова

 

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье