Каждый день съёмок - как вызов, или тайны фильма-фентези «Тайна амулета»!

16/10/2022

«Летательный аппарат поднимали все мужчины из съёмочной группы – вместе с каскадёром в костюме Сварога… Сам Фидель Кастро повязывал галстук нашему художнику по реквизиту… Во время съёмок на улице было минус два, и мы переживали, чтобы наших актёров не сносило ветром в море… Рядом была банька, и мы в бане отогревали и сушили нашу актрису, которая снова, дубль за дублем, падала в ледяное море. Вокруг нас на запах мидий увивались коты, мы их подкармливали и даже запускали в кадр, где было можно… Рядом с нашей локацией уже снимали фильм по Антону Чехову, громко ржали лошади, и нам приходилось уговаривать съёмочную группу подождать ещё немного!» - выборочные цитаты из интервью с неподражаемой актрисой и режиссёром фильма «Тайна амулета» Еленой Бычковой.

Начинать статью обычно принято с интересного факта, который втянул бы читателя в обсуждение… Далее – скучная статистика и номинальная информация для галочки... Но что делать, если тема, о которой мы хотели бы рассказать, интересна от корней до кончиков волос? От корки до корки?  НУ, КОНЕЧНО, РЕЧЬ О ВАЖНЕЙШЕМ ИЗ ИСКУССТВ - КИНО! (Г.Болтянский «Ленин и кино»: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»). Ведь кто из нас не мечтал сниматься в кино? Сделать селфи со знаменитостью? Ну, а мы, журналисты, пишем о киноискусстве, и также причащаемся к важнейшему!

Сцены падения в ледяное море, актёры, подвешанные к крану, трюки с исчезновением, таинственные пещеры и мистические существа, - нет, это не фильм «Гарри Поттер» (реж. Дж.Уильямс, А.Депсла, П.Дойл, Н.Хупер, Дж.Н.Ховард, 2001), это российская кинокартина «Тайна амулета» (режиссёр Е.Бычкова, продюсеры И.Демина, А.Левина, 2022), которая выиграла специальный диплом от интернет-журнала «Путёвые заметки» (информационного спонсора XXXI-го Международного кинофестиваля «Киношок-2022») и сладкого спонсора программы «Киномалышок» - шоколадной мастерской «Диана Руди» в Анапе (г.-к.Анапа, ул.Самбурова, 58).

В конкурсную программу детских фильмов, которая называется «Киномалышок», в 2022 году вошло шесть работ. Картины показывали в Анапе, Крымске, Темрюке, Новороссийске и Абинске. И сразу невероятный факт - председателем детского жюри был сам Михаил Сафронов - член Союза кинематографистов России, актёр, сыгравший более ста ролей в российских и зарубежных фильмах, среди которых «Закрытая школа», «Кухня», «Anna» (Люк Бессон!), франшиза «Mission Impossible»: «Все шесть фильмов, представленные на конкурсе, очень достойные, и каждый достоин стать лидером. Борьба развернулась нешуточная. Фильм «Тайна амулета» возвращает нас к традициям советского кинематографа, это фильм-сказка, нужно очень тонко определить номинацию, которая охватила бы все нюансы кинокартины. И это будет номинация «За продолжение сказочных традиций в детском кинематографе!»

По сюжету, превращенные в детей взрослые ищут амулет, исполняющий желания, и обретают истинный путь к своим мечтам. Древние мифические существа появляются в обыденной, повседневной жизни!

Куратор программы «Киномалышок», сценарист и продюсер, преподаватель по актёрскому мастерству Анна Пендраковская так прокомментировала кинокартину: «В первую очередь, хотелось бы отметить, что мы специально пригласили к участию в программе команду фильма «Тайна амулета» из-за вот этого самого сказочного сюжета. Сейчас мало таких фильмов-сказок для детей. Стоит отметить, что команда вкладывала и средства, и время, и душу в эту фантазийную семейную комедию».

Действительно, несмотря на то, что на протяжении съёмок сценарий перекраивали и подгоняли под реальные условия несколько раз, идея оставалась неизменной - сделать доброе, светлое кино, ненавязчиво напомнить нынешнему поколению детей и подростков о славянских традициях, сделать полезный для восприятия фильм, оставить красивый след в истории российского кинематографа. Огромный вклад в фильм, который изначально задумывался, как фольклорное произведение, внесла продюсер Ирина Демина: картина «Тайна амулета» стала творческим наследием её дочери Веронике Деминой, которая играла маленькую героиню Сияну, всем участникам фильма и, конечно, всем юным зрителям!  

Самой команде фильма «Тайна амулета» на кинофестивале «Киношок» понравилось, в первую очередь из-за живого общения с детьми - главными зрителями картины. Вот как комментирует пребывание в Анапе режиссёр фильма Елена Бычкова (режиссёр четырёх картин: «Сюрприз» (2009), «Экспресс-курс» (2009), «Воин» (2012), «Тайна амулета» (2022): «Это было живое общение авторов, актёров, режиссёров, - всех уровней продакшна друг с другом (у нас не было разделения), а это, в свою очередь, расширяет и обогащает кругозор, даёт возможность задуматься, в каком направлении дальше развиваться. Было большое количество знакомств, общение, много творческих моментов. У нас была возможность посмотреть работы других людей. Что-то мы смотрели вместе с Михаилом на обратном пути в электричке, что-то не успели, но нам так хочется посмотреть всю конкурсную программу».

Бюджет фильма составил более пятидесяти миллионов, - много для фильма, но мало для качественного фентези, делятся с нами участники съёмочного процесса. Приходилось «выкручиваться» на ходу: были попытки скооперироваться с другими кинокомпаниями, работниками сферы кино, но у всех были свои варианты и «своё видение», но продюсеры не планировали так рано сдаваться, они уже видели в уме окончательную «картинку»! Группа продолжала искать пути выхода из непростой ситуации, искать лучших специалистов. К примеру, так вышло с компьютерной графикой: чтобы получить качественную графику от компании «Интроверт продакшн», московским киношникам пришлось подождать, пока у ребят не освободиться время. И это того стоило: не успел выйти в прокат фильм (2022 год), как его интернет-версия разлетелась по различным кинофестивалям России.

Елена Бычкова, режиссёр фильма «Тайна амулета»: «Киношок» - не первый для нас конкурс: мы были на фестивале в Санкт-Петербурге, Казани. Получили приз за лучшую сказку-фильм для подростков. Мы были на фестивале в Симферополе. Анна Пендраковская организовала ещё в ноябре 2021 года фестиваль «Человек, познающий мир». Там мы тоже получили специальный приз за поддержание традиций советского кино. Нам так и сказали: мы сняли не сериал, а отличный фильм в производстве детских фильмов для детей. Побывали на Воткинском фестивале недавно, тоже победили: лучший фильм-сказка для подростков. Был фестиваль позитивного кино и музыкальных фильмов в Перми. Был конкурс короткометражных фильмов (нас взяли в виде исключения), и там мы получили приз за лучшую музыку. По идее Ирины Деминой, «Тайна амулета» должна была стать красивым музыкальным фильмом. Там  должны были быть песни и танцы. Мы сразу позвали оперную певицу Марию Афонину, которая придумала песню для хороводов. Нам разные варианты предлагали, но мы остановились на её версии. У нас много музыки было с живыми инструментами: 75 минут музыки записано с настоящим оркестром на «Мосфильме». 36 человек два дня писали музыку, а  записывать живой инструмент очень дорого! Но Ирина на это пошла!»

Форма должна соответствовать содержанию, а картинка играет, в конечном счёте, главную роль, - таковы принципы кино и телевидения, вот почему на проекте появилась сама Галина Лебединец, замечательный художник, вспоминает кинорежиссёр из Москвы. «Всю сознательную жизнь она посвятила кино: принимала участие в фильме «Остров» как реквизитор. Сам Фидель Кастро (кубинский революционер, руководивший Кубой с 1959 по 2009 году, герой документальных фильмов, прим. автора) повязывал галстук нашему художнику по реквизиту. Кстати, она тоже появляется в фильме как руководитель хора!» - рассказывает Елена Бычкова.

Главное, чтобы было красиво, об этом неоднократно задумывался каждый участник создания фэнтези: «Я артистка Ирина Пегова, и мне странно, почему вы задаёте мне такой вопрос: кого я играю! Конечно же, я играю богиню красоты, Блага её зовут. Но мне даже было обидно не потому, что вы спрашиваете, кого я играю, обидно слово, что я её играю, потому что я и есть богиня красоты, любви, здоровья!»

Каждый участник вкладывал в процесс душу и сердце: когда в Крыму нашли подходящий объект для съёмок - НИИ под Ялтой – сценарий переписали по одним только фото, чтобы включить в кино прекрасную локацию. Подготовка к съёмкам проходила в авральном режиме. Все были в предвкушении!

В целом, участвовать в «важнейшем из искусств» всегда почётно, приятно, хлопотно и… порой забавно. Во время съёмок было столько нестандартных, курьёзных случаев, вспоминает Е.Бычкова, что можно было объявить конкурс на самый-самый! Хорошо, что команда была слаженная, «своя», и каждый шёл на уступку, относился с пониманием.

«Каждый день был вызовом, который мы преодолевали нашей дружной командой. Раньше я такого не видела! Когда у нас была  заключительная «шапка» после съёмок, у нас был даже конкурс на самый курьёзный случай! (шапка – мероприятие по случаю окончания проекта, так группа празднует завершение съёмок, прим. автора) В Симферополе был туман, и Ирина летела к нам вместо положенного времени шесть часов, а у нас уже смена с утра! Пришлось снимать детей отдельно, без неё. В качестве дублёра мы снимали нашу помощницу, которая живёт в Крыму. Мы снимали её со спины, хотя она маленькая, а уже потом снимали саму Ирину, причём на другом объекте, а не на том, где было нужно. Она приехала в ночь: в пять часов вечера в Крыму было уже темно. Нам пришлось переделывать на ходу сценарий, а ночные сцены готовить долго, потому что их надо выставлять по свету. Дети-актёры, бедные, спали по очереди. Смена окончилась в пять утра, но мы всё равно не успевали доснять, мы продолжали по ходу сокращать и вырезать сцены, лишь бы снять сцену с порталом. Потом нас спасла графика. На следующий день мы снова вышли на работу - на четыре часа, чтобы снять крупно лицо актрисы в кокошнике, пока она не улетела обратно. Было непросто: рейсы с ноября сокращались из Крыма. Сейчас с перелётом вообще непонятно! Это был восьмой рабочий день. Часть рабочей группы не могла выйти, потому что у всех свой график, у них должны были быть выходные, но мы всех уговорили (за доплату), и они вышли. Рядом с нашей локацией уже снимали фильм по Антону Чехову, громко ржали лошади, и нам приходилось уговаривать съёмочную группу подождать ещё немного, чтобы доснять сцену с полётом на кране. Сейчас мы смеёмся, вспоминая эти истории, а тогда это был вызов!» - рассказывает эмоционально Елена Бычкова.

Оригинальная история произошла и со сценой в библиотеке: дети путали слова и забывали фразы, дубль сменялся дублем, наконец, дело было сделано, кадры набраны, как вдруг механик сообщил, что последний дубль не получился, и вообще ничего не получилось. Оказалось, диск с записями был отформатирован! И это во время съёмочного процесса, где каждый час на счету! От усталости (и шока) у киношников не было сил удивляться. Все просто молчали. Пришлось собрать волю в кулак и продолжать снимать. Смена была окончена, как ни в чём не бывало, вспоминают свои «подвиги» участники киносъёмок.

«Мы купили мидии (реквизит для съёмок), и ребята боялись, что они испортятся до вечера, без воды, на жаре, а детям их в кадре есть, - продолжает свой рассказ удивительная Елена Бычкова, - и ребята поставили их в море в ящике. Естественно, море унесло их! Мы не знали, что делать, но у нас были ещё пустые раковины от мидий. В результате мы купили барабулю и кусочками положили в раковины, так что в кадре дети едят барабулю! Но там кадры в темноте, невидно. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда... Вокруг нас на запах мидий увивались коты! Они в Крыме толстые на рыбе. Мы их подкармливали и даже запускали в кадр, где было можно!»

         Были на съёмках не только курьёзные случаи, но и весьма непростые жизненные ситуации, которые грозили остановить процесс!

Семьсот тысяч рублей из пятидесяти миллионов общего бюджета фильма пришлось отдать за съёмки в потрясающей пещере, вспоминает режиссёр фильма-фентези. Группа торопилась, съёмки были очень интенсивными и сложными технически: рации внутри глубокой пещеры не ловили! Участникам процесса приходилось бегать друг к другу, передавая информацию, как эстафетную палочку! Это был одни из дорогих объектов! Вдобавок, актёр (Алексей Трофимов, сын актёра, который играл кардинала в «Гардемарины, вперёд!» (реж. С.Дружинина, 1987), который играл одного из главных героев - Кешу – уехал со съёмок. Всё суетились. Была задействована масса техники.

Елена Бычкова, режиссёр фильма «Тайна амулета»: «Максима Онищенко, который играл Павла, каскадёрам нужно было дёрнуть так, чтобы он отлетел вверх от волшебного источника, который его отбросил. Его дёрнули, и он с высоты полтора метра упал на брусчатый пол в пещере, хорошо, что не на камни! Там был запах краски, на полу была крашеная мешковина: ведь там, в пещере, проводят концерты. Макс упал, встал, отряхнулся и говорит: «Хорошо, я в детстве занимался карате, и умею падать и группироваться». Однако он попросил, чтобы он привязал себя сам. Тогда каскадёры стали дёргать его в бок, и он уже падал назад, на мат. Хорошо, у него была физическая подготовка! Таким образом, со сложностями, мы в один день сделали и оснащение, и съёмки. Семьсот тысяч взяли за пещеру, но строить свою или делать на графике было ещё дороже!»

 Ночные съёмки запомнились участникам группы ещё больше: борьба шла буквально на выживание. Шутка ли – работать по ночам! Поблажки не было ни женщинам, ни детям! Таково оно – искусство кино! Дело осложнялось тем, что в горах солнце рано заходит, сокращая и без того небольшой съёмочный день. От усталости у многих слипались глаза, снижалась концентрация внимания!

«Первый дубль, второй, третий, - рассказывает с воодушевлением Бычкова, - и я, вроде, понимаю, что всё нормально, что пора уже сказать: «Стоп, снято!» Но меня что-то тормозит, останавливает, и я говорю: «Давайте отмотаем и посмотрим на плейбеке, что не так!» И, наконец, я поняла, что такое: пять дублей мальчик, который играл маленького Кешу, ходит без очков. И никто этого не видит! Куда все смотрят – супервайзеры, актёры, реквизиторы? Каждый думает о своей задаче. Реквизитор очки не дал, а мальчик спросонья и не помнит про очки. Сама я больше внимания уделяла движению в кадре, мизансценам. Тогда оператор спокойно говорит: «Такое по реквизиту часто бывает!» А Артём, оператор-постановщик, говорит: «Это и твой косяк тоже!» Рядом со мной сидел скрипт-супервайзер, Женя Баранов. Он родом из Прибалтики. На всю агрессию группы он спокойно так говорит: «Мм, пардон!» С тех пор это выражение стало нарицательным в нашей съёмочной группе. Нам это очень понравилось!»

         Фантастический размах, в прямом смысле слова, принял съёмочный процесс фильма-фентези, когда на локации появился настоящий летательный аппарат! Целая история случилась во время съёмок трюка с падением аппарата. Но изначально нужно было найти место, чтобы он не ударился о камни. Такое место нашли в Казачьей бухте, ехать до локации было более двух часов. Было холодно – ноль, минус два, вспоминают актёры. В кадре все должны были быть одеты, как по сценарию, в то время, как работники за кадром могли надеть «утепление» - термобельё, куртки, свитера.

Елена Бычкова режиссёр фильма «Тайна амулета»: «Во время съёмок на улице было минус два, и мы переживали, чтобы наших актёров не сносило ветром в море. Больно было смотреть на солнце! Снимали на три камеры. Большая выработка была для трюка. Плюс мы делали трюк с падением в воду. Было много дублей. Было три одинаковых платья сшито для героини. Пошили похожие. Мы одевали их на каскадёра, который падал в воду. (Каскадёры были из Крыма. Эпизодники были из Севастопольского театра, массовка из Крыма. Там была большая группа осветителей, костюмер, помощник гримёра. Это были местные люди, крымчане). Было холодно, а рядом вообще ничего не было, только банька, и мы договорились, чтобы в бане наших актёров отогревали. Мы в бане отогревали и сушили нашу актрису, которая снова, дубль за дублем, падала в ледяное море!»

Елена Бычкова оказалась прекрасной рассказчицей, когда поведала нам о процессе создания фильма, сложилось ощущение, что из этих воспоминаний можно создать отдельный фильм, используя бекстейдж, съёмки самого съёмочного процесса. Особенное внимание уделила она съёмкам на летательном аппарате: на самом деле, корабль передвигался на тросах благодаря лебёдке и строительному крану. Вот, за счёт каких сил «летал» аппарат: «Летательный аппарат поднимали все мужчины из съёмочной группы – вместе с каскадёром в костюме Сварога.  Вся часть мужской группы, которая не была задействована в съёмках (операторы, актёры), ручным трудом поднимала нелёгкий корабль. Мы привезли его разобранным, а там собрали. Поднимали на своих руках. Удивительно, как наш командный, сплочённый дух позволил всё это сделать!»

То, ради чего был создан фильм, мнение зрителя, мы оставили под занавес! Члены детского жюри и их родители, которым удалось посмотреть фильм, также вынесли свою оценку. 

Арина и Марина Кинсфатор, член жюри и зритель (Анапа): «Фильм «Тайна амулета» - это добрая сказочная история о том, что дети могут исправить многое за взрослых. Интересны сказочные эффекты: появление и исчезновение птицы-волшебницы, летающий корабль. В фильме есть познавательный аспект: дети знакомятся со славянскими богами, которым когда-то поклонялись на Руси. Очень достойный фильм!»

Ольга Вороная, член жюри (Анапа): «Я думаю, что история, рассказанная в этом фильме, требует продолжения, надеюсь, авторы сделают вторую часть! Нам будет интересно! В фильме много мистических существ божественного происхождения. Мне запомнился один из героев картины, который в обычной жизни был изобретателем (весь фильм он пытался изобрести летательный аппарат в форме прозрачного шара), но обладал также и магическими способностями. В фильме много спецэффектов, что украсило картину. Раньше я таких необычных фильмов не видела. Приятно было увидеться после просмотра картины с членами съёмочной группы в кинотеатре «Монитор» в центре «Красная площадь» в Анапе. Особенно мне запомнилось выступление актёра Максима Онищенко во время церемонии закрытия кинофестиваля «Киношок» в городском театре Анапы. На нём был очень необычный костюм. Такое ощущение, что он совершил путешествие по всей стране и рассказывает необычным языком о своём путешествии. Он в крови, в длинной одежде, как будто он потерял своих друзей. Интересно, кто написал этот стих!»

(М.Онищенко читал символическое стихотворение поэта серебряного века Николая Гумилёва «Война» (1914), в котором сражение сравнивается с обычным днём сельскохозяйственного труженика, прим. автора),

Дарья Дворниченко, член детского жюри (Анапа): «Фильм «Тайна амулета», это личное моё мнение, предназначен для детей старшего возраста, подростков (в жюри были дети от 10 до 14 лет). Сюжет рассказывает о том, что существует птица Гамаюн, которая борется за справедливость, можно было бы даже назвать фильм «Птица Гамаюн». Актёры отлично справились со своей задачей, даже дети играли очень хорошо. Этот фильм может выйти на массовый показ!»    

Ольга Вороная, член детского жюри (Анапа): «По поводу названия фильма: амулет появляется на протяжении фильма несколько раз, начиная с первых кадров фильма. Он переходит из рук у руки, его назначение – угадывать эмоции человека. Но я тоже согласна, что название фильма можно изменить. Может, в продолжении фильма, которое мы надеемся увидеть, птица Гамаюн появится ещё раз?!»

Елена Бычкова о фильме: «Это была авантюра и приключение для всех. Мы все от души работали слаженно, одной командой. У нас была своя большая стая. Каждая смена – это подвиг, сделанный всеми вместе, ради него – нашего зрителя! В каждом городе Краснодарского края, где транслировали наш фильм, мы чувствовали обратную связь с детьми. В Анапе было очень душевно и приятно: мы по-человечески общались друг с другом, с юными зрителями. Спасибо за тёплый приём горожанам!»

Анна Маторина

Фото Анна Маторина, Михаил Бухарин и сайт kinoshok.ru

Редактор Светлана Ковальчук

Выпускающий редактор агентство «Три кота», г.-к.Анапа

16.10.2022

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье

Выпуск №№35 (июнь 2020)

скачать | другие выпуски