Вечер памяти Станислава Ростоцкого на кинофестивале "Киношок"
«Художник не может творить без осколка в сердце»: 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Станислава Ростоцкого отметили в Анапе
27 сентября в рамках XXXI-го Международного кинофестиваля «Киношок-2022» в анапском городском театре состоялся вечер памяти Станислава Ростоцкого (1922-2001), народного артиста СССР, советского кинорежиссёра, сценариста, педагога, публициста, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР.
21 апреля 2022 года ему исполнилось бы 100 лет. За свою трудовую деятельность он стал режиссёром пятнадцати фильмов, сценаристом девяти картин; как актёр, участвовал в пяти проектах.
Звезда Ростоцкого находится на аллее актёрской славы в Выборге, а одна из ленинградских школ носит его имя. Дважды кинокартины Станислава Иосифовича номинировались на премию «Оскар»: это фильм «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо» («За лучший фильм на иностранном языке»). Кроме того Ростоцкий был награждён Орденами Октябрьской революции и Красной звезды (1944 год), Орденом Отечественной войны l степени (1985 год). Как он сам себя называл, он был «Гвардии рядовым»!
Но немногие знают, через что пришлось пройти любимому в России и по всему миру (Италия, Испания, Чехия, Украина, Беларусь и другие страны мира) режиссёру на пути к заслуженной славе.
На вечере памяти Станислава Ростоцкого тайну открыла заслуженная артистка России и Украины, лауреат премии Ленинского комсомола, актриса театра и кино, вице-президент фестиваля «Киношок» Ирина Шевчук: «Когда началась война, он, разумеется, пошёл служить, и по нему проехал танк. Его спасла медсестра Анна Чугунова. Другие поставили на нём крест, думали, он уже не живой, но Анна услышала стон, и его отвезли в медсанбат. К сожалению, он остался без ноги, и у него были планы уйти из жизни, но у него был сильный характер, и он выжил! О том, что у него не было ноги, и он пользовался протезом, мы узнали не сразу. Он не показывал виду, хотя ему было больно: первые советские протезы были не самыми удобными. Но он терпел. Не спал ночам и, вместе с нами, актёрами, ездил повсюду и снимал прекрасные картины!»
Сам Станислав Ростоцкий так рассказывал об этой чудесной медсестре, благодаря которой мы имеем сегодня столько поучительных кинокартин (он продолжал следить за её жизнью даже после войны, и, к сожалению, узнал, что у этой девушки погиб возлюбленный): «9 мая 1945 кончилась война, и у них была взаимная любовь с очень красивой женщиной-санинструктором, которая участвовала в моём спасении. Потрясающая женщина! Война кончилась: цветут вишни, цветут яблони. Они ехали по парку, просто гуляли, и из кустов раздался выстрел. Она даже не услышала этот выстрел, а он уже упал с седла. Его убили…»
Проблема реализации женщин во время войны особенно волновала Ростоцкого: снимая картину о войне «А зори здесь тихие» (1972), он искренне недоумевал, как девушки, которые призваны рожать, могут воевать. Вот почему, по его замыслу, даже в военном фильме актрисы должны были оставаться настоящими женщинами.
В этом году весь российский кинематограф отмечает не только 100-летие со дня рождения режиссёра, но и 50-летие фильма «А зори здесь тихие», а так как судьба С.Ростоцкого неразрывно связана с этим фильмом, киношоковцы решили объединить две эти даты в одну.
Кстати, в этом году на киностудии Горького в Москве также проходит выставка, посвящённая юбилею маэстро – его творчеству и семейной жизни. Так случилось, что «отец забрал сына с собой». Совсем молодым ушёл из жизни сын режиссёра - заслуженный артист РСФСР, советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, постановщик трюков и телеведущий Андрей Ростоцкий (1957-2002, 74 работы в 67 проектах). Коллеги говорят, что Андрей и не мог работать ни в какой другой сфере, он был «кинематографическим ребёнком» своего отца-режиссёра!
«Однажды Андрей приехал к нам на съёмки, - вспоминает актриса Ирина Шевчук, - на тот момент он был младше меня и заканчивал школу. Он приехал настоящим гусаром: ухаживал за всеми девушками на съёмочной площадке. Он ко всем умел найти подход и выжигал нам шкатулки из карельской берёзы. (съёмки фильма «А зори здесь тихие» проходили в Карелии, д.Сяргилахта, прим. автора). И Андрюша подарил мне такую шкатулку, я хранила в ней бижутерию!»
Имя Ирины Шевчук, девушки с кукольным личиком, сыгравшей бойкую Риту Осянину, всегда будут связывать со знаменитой кинокартиной маэстро! Однако и сейчас Ирина Борисовна активно снимается в фильмах: из семидесяти проектов с её участием последние - фильмы «Французский мастер» (2022), «Настя, соберись!» (2021), «Песня Линшуй» (2018, Россия, Китай), «Ангел-хранитель» (2017).
«Песня Линшуй» - блестящий фильм, где вице-президент «Киношока» сыграла вместе с Ксенией Алистратовой и Максимом Колосовым. Для того, чтобы изобразить родственников, российским актрисам пришлось надевать цветные линзы, изучать иностранный язык и привыкать к пище и климату другого климатического пояса, - вот на что идут наши актёры ради хорошего кадра!
Как вспоминала на вечере памяти Ростоцкого прекрасная Ирина Шевчук, которая даже спустя годы сохранила добрые черты лица, бездонные глаза, красоту, женственность и пластику движений Риты Осяниной, Ростоцкий умел создать на съёмочной площадке семейную атмосферу, где юных актёров кормили, поили, а порой и ругали, если было за что. Девушки звали режиссёра «отцом» семейства!
Народный артист Российской Федерации Юрий Чернов, который, несмотря на трудности с дорогой, прибыл в Анапу специально на вечер памяти Ростоцкого, так вспоминал о маэстро: «Станислав Ростоцкий умел создать на съёмочной площадке необычную, запоминающуюся атмосферу. Некоторые сцены мы снимали на улице, было холодно, а мы снимали целый день. Режиссёр велел приготовить нам бутерброды и термос. Мы чувствовали его доброту во всём, наверное, поэтому и получилась такая добрая картина – «Доживём до понедельника».
Несмотря на долгий творческий путь (а это 138 проектов, из которых последние «Русь и Ганза. Путь навстречу» (2022), «Гадалка. Новый сезон (2020) «Содержанка» (2018), «Склифосовский» (2017), «Love-сервис» (2003), советский и российский актёр театра и кино, педагог и издатель Юрий Чернов с любовью вспоминает именно свою раннюю роль Сыромятникова в фильме «Доживём до понедельника» (реж. С.Ростоцкий, 1968).
Для того, чтобы сыграть школьника девятого класса, Юрию Николаевичу вновь пришлось надеть школьную форму, хотя на тот момент было два года, как он окончил школу и учился в цирковом училище, умел жонглировать. В классе он был самым взрослым, остальные ученики были настоящими школьниками их разных школ Москвы. Кроме того, Чернову действительно пришлось войти в роль ученика: чтобы состарить, или, на актёрском языке, «отфактурить» новенький советский портфель, его пришлось буквально пинать по школьному двору.
«Какая-то женщина подошла и говорит: «Тебе не стыдно? Тебе мама портфель купила, а ты его пинаешь!» А я говорю: «Так надо!» - вспоминает артист.
Обстановка на площадке и, правда, была необычной, вспоминает «Сыромятников»: никто из класса не ожидал, что в класс войдёт сам Вячеслав Тихонов - народный артист СССР (1928-2009). Его знала вся страна: дети смотрели на него с обожанием.
«Нам не нужно было играть, что мы любим и обожаем учителя, - вспоминает с доброй улыбкой артист, - мы и так любили его. Съёмки в этом фильме запомнились многими моментами. Помню, как мы снимали сцену с вороной - только не в школьном классе, а в специальном кинопавильоне. У нас было две вороны. Одну мы запускали в кадр, и она должна была улететь, а доснимали кадр уже со второй вороной. Но вышло так, что обе вороны оказались в кадре, они не хотели улетать, случилась настоящая неразбериха, конечно. И эти кадры пришлось потом вырезать».
Вечер воспоминаний о Станиславе Ростоцком и сам был похож на красивый трогательный фильм, где один именитый актёр на сцене анапского гортеатра сменялся другим.
Народная артистка России Людмила Зайцева, советская и российская актриса (80 кинокартин, из которых последние «Хор» (2022,в производстве), «Восемь бусин на тонкой ниточке» (2017), «Тихий Дон» (2015) сделала такой акцент в творчестве учителя: «Нам не нужно было играть в войну: мы были послевоенные дети, дети победителей, дети той эпохи. Наши родные прошли настоящую войну, были на фронте. Вот почему фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого получился таким душевным, настоящим, а новые фильмы о войне не всегда откликаются в душе».
В мягком полумраке городского театра Людмила Васильевна, сохранившая гордую осанку «статной, крупной кубанской девушки» и, конечно, военную выправку своей героини - сержанта Кирьяновой - поделилась такими воспоминаниями: «Я поздно окончила институт, задержалась, как говорят, и готова была идти сниматься даже в массовку! Надо было зарабатывать. Прочитала в журнале повесть «А зори здесь тихие» (Борис Васильев, 1969, прим. автора) и поняла, что мне срочно надо попасть на киностудию к Ростоцкому. Я, конечно, знала его фильмы. Мне по знакомству сделали пропуск, и я пришла напрямую к нему и сказала, что читала повесть. Он спросил, кого бы я хотела сыграть. Я ответила, - Васькова. Тогда Ростоцкий ответил, что я не Сара Бернар (французская актриса, 1844-1923, прим. автора), чтобы сыграть вторую женщину-Гамлета. Тогда он предложил мне сыграть сержанта Кирьянову (на тот момент я была крупная, статная кубанская девушка), старшую над девочками. Сначала я подумала, что роль Кирьяновой неважная, проходящая, но потом я вошла во вкус. Кстати, и меня утвердили прямо в моих зелёных медицинских серёжках: я только что проколола уши. Нам дали настоящего майора, чтобы вжиться в роль: он учил нас ползать, ходить строевым шагом, а мы на тот момент не умели носить даже военную форму. Однако во время длительного съёмочного процесса нам пришлось буквально жить и спать в гимнастёрках и портянках. Когда мы появлялись где-нибудь в таком виде, у нас спрашивали, это что - такая новая мода? А на самом деле я боялась даже звуков выстрелов, просила, чтобы мне вставляли вату в уши. Прямо на съёмочной площадке стояли настоящие зенитки, и Ирочка Шевчук случайно задела одну ногой, послышались звуки стрельбы. Я спряталась, а Шевчук подумала, что убила меня!»
Тема женщины на войне до сих пор будоражит сердца людей, тем более, сегодня, в наше неспокойное время, но именно Ростоцкий умел убедить наших героинь, что война войной, а женщина должна оставаться женщиной. Это её предназначение.
Во время съёмок сцены в бане – одной из самых пикантных в фильме – девушки чувствовали себя скованно и прикрывались, вспоминает актриса, кто шайкой, кто веником, кто тазиком. Но Станислав Иосифович пообещал девушкам, что они будут гордиться этими кадрами спустя многие годы, что именно киноплёнка сохранит их молодость и красоту навсегда. Даже сегодня, спустя пятьдесят лет после съёмок фильма эти кадры трудно спутать с чем-то другим: такой живой и непосредственной, и в тоже время, аккуратной, целомудренной получилась эта сцена в бане!
Вообще, противостояние между «бабьим полком» и Васьковым в фильме показано очень удачно и с особенным чувством юмора, особенно, когда Васьков натыкается на верёвку с нижним бельём девушек.
Вся эта женская сущность – нежные девичьи лица, «прозрачная кожа», «русалочьи волосы», - на фоне прифронтового леса, окопов и зениток, - выглядит особенно контрастно. Острой болью отзываются в сердцах и кадры фильма «А зори здесь тихие», на которых изображена мирная довоенная жизнь главных героинь: каждая из них верила, что простое женское счастье когда-нибудь войдёт в их жизнь. Эта женская обездоленность была настоящим бичом послевоенной жизни многих советских женщин, которые потеряли своих мужей, оставшись с детьми на руках. Судить только зрителю, сколько осторожной правды о женской сущности рассказано в произведении Бориса Васильева! И как тонко и непорочно смог показать это на киноэкране сам Ростоцкий!
«Помню, как Ростоцкий обещал нам, что однажды мы проснёмся знаменитыми. Поедем за границу, на презентацию фильма в итальянскую Венецию, и он сошьёт нам красивые вечерние платья. Когда мы с Людмилой Зайцевой узнали, сколько костюмов должно было быть по протоколу (переодеваться нужно было четыре раза в день), мы чуть было не отказались со слезами от этой затеи. Но вечерние платья у нас всё-таки были, - продолжает раскрывать секреты кинопроизводства Ирина Шевчук, - Ростоцкий сам нашёл нам их. Платья сшили в ателье самого Вячеслава Зайцева. На швах стояли штампы, и потом мы вернули эти наряды».
В Венеции энергичный и неунывающий советский режиссёр учил молодых актрис всему: как повернуть голову, как держать столовые приборы. На банкете, вспоминает Ирина Борисовна Шевчук, стояли длинные столы, покрытые белоснежными скатертями, поверхности которых украшали длинные бордовые розы с росинками. При этом на столах не было никакой еды. Позже официанты принесли столовые приборы, и их оказалось в разы больше, чем в обычной советской столовой. Тогда Ростоцкий спас девушек и сказал им, что страшного в этом ничего нет, просто нужно повторять за ним!
«Он был наш учитель и сенсей во всём, - говорит до сих пор, спустя полвека, Осянина-Шевчук, - вплоть до того, что он учил нас искать грибы в Карелии в перерывах между съёмками».
Уставшая после прогулки на свежем воздухе и недосыпа, Ирина Шевчук однажды уснула прямо под берёзой, а съёмочная группа разошлась по своим делам. Когда очнулась, рядом никого не было. «Рите Осяниной» показалось, что её бросили специально, что она не нужна никому. Тогда она вышла на дорогу и пошла, куда глаза глядят, – в поисках ближайшего населённого пункта. Конечно, спустя время работники киностудии хватились актрисы, исполняющей одну из главных ролей. За ней отправили машину. В автомобиле сидел сам Ростоцкий, и Ирина заметила подъезжающий транспорт, но виду не подала. Гордая, шла она одиноко по трассе и не хотела залезать в машину, хотя они окликали её. Тогда из машин выскочили несколько человек, и её буквально силой втащили в машину!
Таким тихим и семейным, полным воспоминаний и добрых улыбок, стал вечер памяти Ростоцкого в Анапе.
Ирина Шевчук с уважением к прошлому подводит итоги вечера: «Ростоцкий всегда мечтал стать режиссёром. Ещё мальчиком он снялся в фильме Сергея Эйзенштейна (заслуженный деятель искусств РСФСР, 1898-1948, прим. автора). Этот художник не мог творить без осколка в сердце, он не мог быть равнодушным, он жил каждой картиной, как в последний раз!»
«У меня не было ни одного фильма, который положили бы на полку, - рассказывает с кадров документальной хроники сам Станислав Иосифович, - и каждая моя картина – это была борьба. Если хочешь сделать в искусстве что-то правдивое, искреннее, честное, то это обязательно будет кого-то задевать. Тот, кого ты заденешь, сможет сделать, что угодно, с твоей картиной. Я против запретов в искусстве! Я не могу понять, когда запрещают кино, книги, искусство! Любой запрет рождает энергию. Запрет в искусстве - это вредная вещь».
Такой совет дал на прощание начинающим режиссёрам и нам, неравнодушным зрителям, Станислав Иосифович Ростоцкий.
Анна Маторина, журналист, писатель, Золотое перо Кубани
Фото Анна Маторина и Михаил Бухарин
Сайт Киношок.ру 05.10.2022
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье