В поисках любви, или необычное путешествие на Тамань вслепую...

23/09/2023

Необычную девушку с ДЦП увидела однажды в новостях: она рисовала картины ртом. Долго искала информацию про неë в интернете, но не нашла, зато выяснила, что таких, как она, немало. Поразил мужчина также с ДЦП (всё тело обездвижено), неплохо рисующий опять же ртом. Сюжеты картин не помню, однако, врезалось в память, как мужчина сказал: "Не беспокойтесь за меня, главное, я достиг гармонии с самим собою в душе ". Слышала я и о слепых художниках: и такое возможно! 
Величайший мастер русского модерна Михаил Врубель скончался в возрасте 54 лет слепым. Художник Владимир Яковлев уже в 16 лет практически перестал видеть, он писал свои картины больше интуитивно, максимально приближая лицо к полотну. И таких историй среди известных людей - музыкантов, спортсменов, писателей, - немало! 
Люди с ограниченными возможностями здоровья часто становятся героями ярких, запоминающихся репортажей, телешоу, даже героями книг. По сюжету они обычно преодолевают себя и ставятся в пример другим. Естественно, их жизнь будоражит сознание обычного человека. 
(Я и сама часто пишу про людей с ОВЗ). Но в этой статье речь пойдëт о слабовидящих. Какими незрячие предстают перед нами в литературе? 
Мальчика по имени Гуинплен ещë в детстве изуродовали: сделали ему рот до ушей, чтобы его было можно продать. Но на торговцев детьми устроили облаву, и они бросают его. Мальчик спасается сам и также спасает слепую девочку Дею, в которую влюбляется, когда взрослеет. Дея способна на такую глубокую исцеляющую любовь, что не "замечает" его уродства. Показателен финал произведения "Человек, который смеëтся" (Виктор Гюго, 1860):
"– Прощай! – прошептала она. – Сжалься! – повторил Гуинплен. И прильнул губами к прекрасным холодеющим рукам Деи. Одно мгновение она, казалось, уже не дышала. Вдруг она приподнялась на локтях, глаза еë вспыхнули ярким блеском, и на лице появилась неизъяснимая улыбка. Еë голос обрëл неожиданную звонкость. – Свет! – вскрикнула она. – Я вижу! И, упав навзничь, она вся вытянулась и застыла на тюфяке. Бедный старик, словно раздавленный тяжестью отчаяния, припал лысой головой к ногам Деи и, рыдая, зарылся лицом в складки еë одежды. Он лишился сознания. Гуинплен был страшен. Он вскочил на ноги, поднял голову и стал пристально всматриваться в расстилавшееся перед ним бескрайнее чëрное небо. Потом, никому не видимый, – разве только некоему незримому существу, присутствовавшему в этом мраке, – он простëр руки кверху и сказал: – Иду! Он пошел по палубе шхуны, направляясь к еë борту, точно притягиваемый каким-то видением. В нескольких шагах от него расстилалась бездна. Он двигался медленно, не глядя себе под ноги. Лицо его было озарено улыбкой, которая была у Деи перед смертью. Он шëл прямо, словно видя что-то перед собой. В глазах у него светился как бы отблеск души, парящей вдалеке. Он крикнул: – Да! С каждым шагом он приближался к борту. Он шëл решительно, простирая кверху руки, с запрокинутой назад головой, пристально всматриваясь в одну точку, двигаясь, словно призрак. Он не спешил, не колебался, ступая твердо и неуклонно, как будто перед ним была не зияющая пропасть, не отверстая могила. Он шептал: – Будь спокойна, я иду за тобою. Я хорошо вижу знак, который ты подаёшь мне. Он не сводил глаз с одной точки на небе, в самом зените. Он улыбался. Небо было совершенно черно, звезд не было, но он, несомненно, видел какую-то звезду. Он пересëк палубу. Ещë несколько решительных роковых шагов, и он очутился на самом еë краю. – Я иду, – сказал он. – Вот и я, Дея! И продолжал идти. Палуба была без борта. Перед ним чернела пропасть. Он занёс над ней ногу. И упал. Ночь была непроглядно тёмная, место глубокое. Вода поглотила его".
 

Вы смотрели этот фильм? Читали роман? 
Значит, вы, как минимум, зрячий человек... 
А теперь вопрос, который, возможно, застанет врасплох: вы могли бы так любить? 
Может, после моего репортажа со спортивно-реабилитационного конкурса "Современная мозаика" вы захотите перечитать книгу или хотя бы поменяете мнение о слабовидящих. О людях, способных любить. 
Итак, Гуинплен погрузился в воду, а я совершила полноценное погружение в среду незрячих в посёлке Волна Темрюкского района, что на Тамани. Там проходил конкурс "Современная мозаика", который собрал 16 команд (более 150 человек) из разных уголков Краснодарского края. И, знаете, там я поняла, что такое любовь. В самых разных еë проявлениях: для начала, это тактильная любовь. 
Незрячие порой ходят с собакой-поводырëм, с сопровождающим, иногда сами, с белой тростью. 
Для того, чтобы вести слабовидящего, нужны умения! Так что я несколько раз попадала впросак, неправильно подавая руку. Например, незрячих не водят в обнимку, как друзей, не берут под руку, как влюблëнных. 
Вот небольшая инструкция. 
1. Получите согласие незрячего человека на поддержку с вашей стороны. Уточните, можете ли вы ему помочь, и дождитесь реакции. Если повести куда-либо человека, не получив от него утвердительного ответа, можно сбить его с курса. 
2. Приложите тыльную сторону своей руки к руке человека, которому хотите помочь. Этот жест является предложением взять вас под локоть, чтобы начать передвижение. Незрячий человек знает, как нужно держаться за сопровождающего. Правильная позиция — вы чуть впереди с согнутым локтем, человек с тростью идëт на полшага сзади, держась за вас. Такое положение позволяет незрячему человеку реагировать на изменения в маршруте, например, повороты.

Так вот, повторюсь, я водила незрячих неправильно... Однако чувство юмора и неискоренимое дружелюбие помогли мне найти общий язык со спортсменами из разных городов - Новороссийска, Анапы, Ейска, Курганинска, Краснодара. Под конец я поняла, как правильно водить незрячих, и было, правда, много объятий, много тактильной любви, не по протоколу или инструкции, а от чистого сердца. (Всë-таки слабовидящие - те ещë "тактильщики"). Ежегодно конкурс "Современная мозаика" проводится Всероссийским обществом слепых при поддержке Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края по трëм дисциплинам – общая физическая подготовка, комбинированная эстафета и соревнования по плаванию. Команды оценивались в общекомандном зачёте, в каждой дисциплине, кроме этого, в личном зачёте среди мужчин и женщин по четырём видам ОФП и плавании. Несколько лет подряд лидерами соревнований становятся команды Краснодарской, Славянской и Апшеронской МО ВОС. В крупных городах Кубани есть даже собственные клубы спорта для инвалидов. Ребята, действительно, готовятся целый год к этому конкурсу. И, оказывается, ничто так не сближает, как спорт: в клубах многие находят себе друзей и даже вторые половинки. Для таких людей существуют специальные чаты знакомств. Поразительно, правда? Примеры приводить не буду, их масса в интернете. Но не могу не поделиться тем, что лично наблюдала на соревнованиях для слабовидящих: там, действительно, было много красивых пар. Девушки так же прихорашиваются, отдавая дань моде: это касается и одежды, и макияжа и причëски (видела даже красавиц с нарощенными волосами). Приятно посмотреть, как слабовидящие ухаживают друг за другом - в столовой, в спортзале, на отдыхе. С тактом, уважением, любовью, подлинной заботой. Как прибирают друг за другом за столом, "присматривают" на прогулке, поддерживают друг друга - в прямом и переносном смысле слова.  Эта любовь витает в воздухе, она повсюду! 
Честно, мне аж стало завидно!
И всë-таки подлинное восхищение у меня вызвали спортсмены из Анапы. Самой красивой, по моему мнению, была пара Ермоловых - Андрея и Натальи. В этой семье уже двое взрослых детей - Антон и Анна. Семья часто проводит время вместе. Залог успеха этих замечательных людей - забота, любовь, саморазвитие. 
Члены Анапского отделения  Всероссийского общества слепых наравне со зрячими посещают спортивные мероприятия и музеи, занимаются творчеством. Создана даже команда для участия в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Есть кубки, медали, грамоты. 
Много лет возглавляет общество Андрей Ермолов: он и сам относится к категории слабовидящих. Проблемы со зрением начались у него ещë в студенческом возрасте, но Андрей Иванович не сдался: получил высшее образование, занимается интеллектуальной деятельностью до сих пор, обладает феноменальной памятью, знает законы, изучает прессу, подавая пример зрячим. 
Ермолов – человек, который не только не сдался, но и наоборот, как Данко с сердцем в руках, ведëт за собой толпу. В анапском филиале ВОС около 400 человек! На днях в обществе слепых в Анапе стартовал принципиально новый проект - тактильная выставка картин для любой категории слабовидящих "Увидеть сердцем". Анапчане слушают лекции по мировой художественной культуре, дискутируют с библиотекарями, развиваются душой и телом. Во всëм чувствуется любовь: в отношении к искусству, городу, друг к другу. Чувствуется понимание, уважение общечеловеческих ценностей. 
Вот про эту любовь я и писала: настоящую, красивую, истинную, - ту, которую все ищут, но не находят... А ларчик просто открывался! Любовь - в поддержке того, кто рядом, кто сейчас в вас более всего нуждается!  
Вот такое необычное путешествие мы с вами совершили на Таманский полуостров, открытый всем ветрам и названный одним из самых литературных мест в России. Сам Михаил Лермонтов был там, делал рисунки, нашëл сюжет и героев для целой главы своего, пожалуй, главного романа — «Герой нашего времени». Здесь есть музей поэта. И я там был, мëд-пиво пил... Ну, а дальше вы сами знаете. 

Анна Маторина

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье