Артур - ты король!

25.06.2024

Начинается фильм производства США (но режиссер по имени Саймон Селлан Джонс британский, ох уж эти англосаксы!) так: в Доминиканской республике проходит чемпионат мира по приключенческим гонкам. Многие почему-то отождествляют такие гонки с «марафонством». Но это совсем не одно и то же. «Марафонство» — это бег всего-то на дистанцию 42 км 195 м. Никакой тебе пересеченной местности, всё ровно, без кочек. Беги себе и беги, размышляй о вечности, мысленно можно сочинять нетленные стихи. Пробежать такое расстояние — тьфу, раз плюнуть (в крайнем случае два… пальца об асфальт). А вот приключенческие гонки это — ого-го! — комбинированные» забеги не на одну сотню километров. Не на один день. И при этом по сложной пересеченной местности (например, по джунглям Латинской Америки). Согласитесь, что это две большие разницы.

Итак, начало фильма: команды бегут по суше/по грязи, плывут-гребут по воде. Разве что не летают по воздуху, хотя этого… зрители могли просто не успеть увидеть, ибо команда, про которую начинает повествовать фильм, сошла с дистанции. Капитан аутсайдеров Майкл Лайт (его сыграл актер Марк Уолберг), потеряв ориентацию (пространственную, а не сексуальную), продолжает мучить своих подопечных: вперёд, вперёд, только вперёд; умри, а вперёд… как марафонец, который когда-то добежал до Афин, успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво! Дескать, нам нужна одна победа, за ценой не постоим. 

Мы же гребём не в ту сторону, нервно замечает один из членов команды. Просто греби быстрее, отрезает Майкл, готовый пожертвовать не только здоровьем, но и жизнью любого из своих спутников (расходный материал!) ради победы. Для одного из них гонка чуть не заканчивается смертельным исходом. Разъярившись на жестокосердие «начальника», один из членов команды (блогер) делает «снимок позора», т.е. того, как лидер завел всех грязь и все там безнадежно увязли, после чего выбрасывает неприглядную «картинку» в мировую сеть. Вот так незаметно приходит… да что там незаметно! Не незаметно, а моментально пришла слава. Своеобразная, конечно. Не та, о которой мечтал Майкл (хотя он мечтал вовсе не о славе, а только о том, чтобы стать первым — о лидерстве).

В общем, ничего не поделать, команда Майкла Лайта, увязнув в грязи, сходит с дистанции вопреки воле её капитана.

…А, казалось бы (если исходить из названия кинокартины), фильм должен был бы начинаться с подвигов правителя королевства Логрес (легендарный вождь бриттов V—VI веков нашей эры, самый знаменитый из имеющихся в наличии кельтских героев, центральный персонаж британского эпоса и многочисленных рыцарских романов). Однако, может, это было такое своеобразное кинопредисловие? Завязка-обманка? Дескать, это ненадолго было наше время, но из него мы сейчас перенесёмся в далёкое прошлое. Дескать, современный неудачник Майкл вот-вот появится во всей своей красе на прекрасном (белом или вороном?) скакуне и с мечом в правой руке в образе блестящего короля Артура. И пойдёт писать/плясать губерния. Однако, король не появился, ибо фильм не о нём, и даже не о гонках… впрочем, и о гонках тоже, но не они в фильме главные.

***

Потерпев бесславное фиаско, Майкл несколько лет живёт в своем колорадском доме. Не в том смысле, что он колорадский жук, а в том, что дом его находится в американском штате Колорадо. Живёт вместе с женой Хелен (актриса Джульет Райлэнс) и дочкой Руби (киношную девочку играет реальная девочка Сиси Валентина) среди роскошных горных долин, хребтов и каньонов. Природа Колорадо великолепна, как и всякая дикая природа, не «облагороженная» умом и руками человеком. Дочка Майкла время от времени красит папе ногти на руках. И папа доволен, когда она выполняет его просьбу (или мольбу): дескать, «только без усов и бровей» (видимо, дочь раньше подобным слишком часто злоупотребляла). В целом жизнь суперкомфортная, но для Майкла унылая: внутри него всё бушует/клокочет и зудит. Зудит не в одном конкретном месте, а в разных. Его не оставляет страсть/жажда вернуться в гонки. И он тренируется — продолжает бегать туда-сюда по горам. Держит себя в спортивной форме, чтобы в любой момент, как советский пионер, ответить «Всегда готов!». Даже в том случае, если предыдущее «Будь готов!» не прозвучит.

Повторюсь: как же прекрасны виды цветущих зеленых гор с высоты птичьего полета (вернее, полёта дрона, созданного как раз умом и руками человека)!

Жена Майкла, сама бывшая спортсменка-«гонщица», видит мучения («мильон терзаний») супруга и… 

В общем, Майкл не выдерживает душевных мук и решает снова сколотить команду (не новую, а, в основном, всё из тех же своих аутсайдеров), поэтому начинает действовать. 

Первым делом что нужно? Правильно, найти на мероприятие деньги! Значит, что? Значит, без спонсоров не обойтись. Приходится идти к ним на поклон с протянутой рукой. Так сказать, побираться, стиснув зубы. А спонсоры — вот же сволочи эти «богатые буратинки»! — не горят желанием молча выдать за просто так на благое дело чемодан «зеленых» с портретами американских президентов; всё выспрашивают, вынюхивают да пытают, на кой им-то всё это «счастье»; ищут свою выгоду, активно навязывают блогера Лео (актер Симу Лю), у которого большое число подписчиков. Впрочем, этот блогер и прежде был в команде, но заботился больше о красивых видеороликах в сети и о числе их просмотров: именно это для спонсоров и является главным… больше просмотров — больше рекламы.

Измочалив Майкла, доведя его до белого каления и вызвав его бурный эмоциональный/нервический всплеск (мол, подавитесь своей «зеленью», не нужны мне ваши деньги) вместо требуемых $100 тысяч выделяют-таки только половину. Приходится главному герою ловчиться, изворачиваться, вылезать из кожи, чтобы в итоге вложить в собственную страсть личные/семейные $25 тысяч. О том, что Майклу пришлось залезть в семейный бюджет, зрители узнают на сразу, а по ходу дела, когда «гонки» будут уже в самом разгаре и даже начнут приближаться к своему финалу. Член команды, которому Майкл в порыве откровенности открыл этот «большой секрет для маленькой такой компании», изумлен: мол, как же на такое посмотрела/согласилась твоя разумная/прагматичная/мозговитая жена? На что получает ответ, что как раз она сама это и предложила и даже настояла (помните мою предыдущую «загадочную» фразу, что супруга «видит мучения супруга и…» — вот ларчик-спойлер и открылся… тут все вместе улыбнемся, от улыбки станет всем светлей и в небе радуга проснется).

***

Итак, Майкл таки сколотил команду из четырех человек (включая себя). Кроме блогера Лео, это ещё:

  • скалолазка Оливия (актриса Натали Эммануэль), которую главный герой в буквальном смысле отлавливает на скале на Гавайях во время индивидуальных спортивных тренировок (которыми руководит её отец)
  • и штурман Бигу Чик с поврежденным коленом (актёр Али Сулиман), бывший неоднократный чего-то там чемпион.

Скалолазка Оливия — дочь друга Майкла. Она соглашается ехать на гонки исключительно по просьбе отца, который хочет, чтобы дочь стала продолжателем его дела/профессии и который (как мимоходом выясняется почти в финале фильма) болен раком. Девушка хотела побыть с родителем рядом до его конца, а приходится, пусть и ненадолго, расстаться. Вот что значит любящая и послушная дочь!

«…И с тех пор ты стала близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!..» (с) — это лыко из другой (не американской) реальности, но в данную строку вполне подходит/вставляется.

Команда Майкла прилетает в столицу Доминиканской республики Сан-Доминго и практически с ходу без тренировок (с пылу с жару) начинает свой забег.

Четверке отважных противостоит другая команда потенциальных лидеров (спойлер, ибо чего тянуть резину или кота за хвост: в конечном счете противники Майкла гонку у него выиграют).

Вообще противостоят, конечно, многие, но по сути соревнование/противоборство происходит только с одной командой, которая в фильме специально «подсвечена». На других командах акцента нет, они как бы есть, но их как бы и нет («мёд — это очень странный предмет; мёд если есть, то его сразу нет»). Короче, все прочие команды мелькают/появляются фоном… Так сказать, в тумане… «в туманности Андромеды». Вышли из тумана и обратно в него зашли (образно).

***

Наконец, на каком-то этапе в кинокартине появляется пёс. Одинокий пес, без стаи. Как кошка, которая, как известно, гуляет сама по себе. Зритель сразу понимает, что это не просто бездомная собака, но невероятно умное (и вечно голодное) животное, шатающееся по грязным и многолюдным улицам Сан-Доминго в поисках куска хлеба… простите, косточки или любой иной пищи. И что появилась собака в кадре неспроста. Для начала, проявляя свой ум и сообразительность (как птица Говорун из «Тайны третьей планеты» Кира Булычёва), пёс по узким лабиринтовым улочкам города удирает от таких же бездомных голодных собак, сбившихся в стаю, и ловко отрывается от погони, запрыгнув в кузов «попутного» грузовичка. К слову: мельком стаи собак появляются в кинокадрах и раньше этого яркого сюжетного эпизода (звучит фраза про «тысячи больных собак, больных бешенством»… хотя толпы людей вокруг вроде все здоровы и собак ничуть не опасаются). Все эти киноэпизоды намекают тем, кто умеет догадываться или читал анонсы фильма (смотрел трейлер), на то, кто же станет в недалеком будущем «королем Артуром».

В общем, становится ясно, как божий день: дальше будет то, что называется «и это всё о нём» (не о Жене Столетове из некогда суперпопулярной повести Виля Липатова, а о псе, которого, как можно смекнуть, Майкл скоро окрестит королём Артуром). Почему королем? Потому что голодный-преголодный пёс с монаршим достоинством съел фрикадельки, которыми его угостил Майкл. Только короли ведут себя так! Почему Артур? Да бог его знает! Скорей всего потому, что более известного короля в мировой истории… ну, пусть в сказочной/мифологической мировой истории не существовало.

***

…В общем, покормил Майкл собаку фрикадельками и как будто забыл о ней. Гонки по джунглям продолжились. Все спортсмены имеют на себе трекеры, чтобы можно было отслеживать их текущее местонахождение (семья Майкла, жена и дочь, по таким «движущимся точкам» наблюдает за мужем и отцом с помощью вездесущего интернета).

Трудности. Препятствия. Красивые места. День. Солнце. Ночь. Дождь. Слякоть. Обезвоживание. Заминки. Вперёд, вперёд, только вперёд!

Для сокращения пути команда перелезает через неприступную/отвесную скалу (не зря взяли с собой скалолазку):

«…Ох, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!

Мы теперь одной веревкой связаны, стали оба мы скалолазами…»

В фильме есть особые несколько минут, которые подержали зрителя в сильном напряжении. Это когда перед командой разверзается пропасть и четверка отважных гонщиков преодолевает её с помощью зиплайна. Вот тут они уже «полетали», раз в начале фильма не получилось! Вот «полетела» скалолазка, но вдруг она зависает на тросе над пропастью (не во ржи). Однако неимоверным напряжением сил Майкла и эта трудность преодолена. Скалолазка секундой или долями секунды совершила не просто полёт над пропастью, а микрополёт в свободном падении (этот эпизод лучше смотреть, а не читать о нём в пересказе). Майкл героически спас скалолазку, себя и всю команду.

И вообще Майкл стал заботиться о членах команды, как и члены команды — заботиться о нём и о других своих спутниках. Происходит постепенное перевоспитание/перерождение/перековка нравственных ценностей у тех, у кого они были недостаточно нравственны (улыбнемся)?

***

Когда значительная часть пути пройдена, неожиданно перед командой появляется та самая покормленная фрикадельками собака, изумляя четверку тем, какой огромный путь она смогла проделать по джунглям самостоятельно (кажется даже не десятки, а сотни км). И не просто появляется, а спасает всем жизни: ночью уставшая команда чуть не рухнула в пропасть, но умный пёс встал у неё на пути и облаял так, что все сначала заподозрили нечто нехорошее, а потом почуяли, как в их лица снизу дыхнула смерть. Подышав, отступила. Вернее, команда отошла от бездны.

Дальше пёс, став Артуром, неотступно следует за четверкой людей, однозначно только в Майкле признав своего хозяина.

Дальше на языке кино начинает звучать настоящий гимн собаке.  

***

У команды Майкла самый лучший шанс стать лидером гонки. Трекинг, горные велосипеды, скалолазание, перелет через пропасть и всё прочее позади. Последний этап гонки: гребля на байдарках. Она подразумевает, если я не ошибаюсь, выход в океан (конца края водным просторам не видно). Тут уже точно не «трое лодке, не считая собаки». На четверых — две байдарки: в каждой «посудине» по двое. Собака тут действительно не в счёт. Ей места на байдарке нет (из-за перевеса/перегруза есть риск перевернуться). Правила устами тех, кто обслуживает соревнования, запрещают животному садиться в байдарку. Пёс остаётся на суше. Но на то он и верный Артур, чтобы, побегав по берегу, броситься вслед за хозяином в воду. Когда берег остаётся далеко позади, пёс выбивается из сил и начинает тонуть, захлебываться.

— Я не дам ему утонуть! — это слова Майкла, который в прежние времена готов был на всё ради победы. И вдруг такая полная трансформация в другого человека.

Команда разворачивает байдарки и возвращается назад. Майкл в последний момент успевает вытащить из воды пошедшего на дно Артура. Тут уже можно сказать «в полный голос», что в ходе гонок Майкл полностью перековывается (словно в борьбе за дело рабочего класса) — теперь для него важна не столько победа, сколько члены его команды (её частью стал и Артур). Напомню (чтоб никто не забыл), что очень уж любил тему «перековки» забытый нынче социалистический реализм.

…Понятно, что, потеряв время на спасение «короля Артура», команда Майкла финиширует второй. Однако победила дружба. И это ещё не конец! 

***

Дальше создатели фильма повыдавливали из зрителей (особенно чувствительных/сентиментальных) немало горьких слез. Оказалось, что Артур болен. Почти неизлечимо. Во всяком случае эту болезнь не в силах излечить местные ветеринары, а вывезти пса из страны сложно или практически невозможно — нужно получать разрешение властей, которое вероятнее всего не дадут. Поэтому Майклу предлагают усыпить собаку: дескать, пусть примет достойную смерть. Майкл сначала поддается на уговоры, но в последний момент осознает, что бороться за жизнь друга нужно до конца, срывает пса со «смертного одра» со словами: мол, летим домой. Последнюю ночь перед вылетом в Штаты Майкл и Арбат проводят, как бездомные бродяги, на улице: пёс не захотел входить в отель, на съем номера в котором его хозяин потратил свои последние деньги. Дальше предстоят ещё пограничные и таможенные процедуры (включая получение заветного разрешения). И тут благородство проявила та самая противоборствующая команда, которая по счастливой для неё случайности выиграла гонки. Капитан лидеров призвал в аэропорт СМИ, устроив «рекламу» Артуру и, соответственно, широкий общественный резонанс. Местным властям в лице скучающего чиновника ничего не оставалось, как проштамповать решение с разрешением на вывоз больного животного. 

Капитан победившей команды честно и благородно признается, что, не вернись Майкл со своими ребятами за собакой, не спаси они её, лидеры бы гонку на байдарках проиграли и, соответственно, финишировали бы вторыми.

Осталось последнее препятствие — в самолёте пса возможно перевозить, согласно правилам, только в большой клетке в багажном отделении. Входить в клетку Артур категорически отказывается, как отказался пойти ночевать в отель. Но тут уж Майкл ломает волю Артура и буквально вталкивает/втаскивает пса туда. Но! Сам вместе с лучшим другом человека в клетке не остаётся, а летит на родину как белый человек в салоне авиалайнера.

По прилету выносить собаку Майклу приходится на руках.

Выживет не выживет?

Но в Америке благодаря прекрасной супостатской медицине/ветеринарии пёс встаёт на ноги.

В самом конце бодрый Артур резво скачет по зелёным горам вместе со своим хозяином (который, возможно, уже начал готовиться к новым гонкам… первое место ведь не завоевано… «бегуны всегда бегают, а победители побеждают»). 

Хэппи энд. Все счастливы (и зрители тоже). 

«Виват, король, виват! Виват, король!» (с) — эта фраза не из фильма, но здесь очень кстати: из песни слов не выкинешь.

***

На игре каждого актера в отдельности останавливаться не буду. На мой взгляд, все они сыграли свои роли ровно и хорошо.

Лучше всех — пограничный пёс Алый… простите бродячая/бездомная собака по имени Артур, нашедшая хозяина и семью. На втором месте — Марк Уолберг. Талантливый актер, ничего не скажешь. С богатой фильмографией за плечами.

***

Конечно, фильм слезоточивый и в чем-то даже манипулятивный (беспощадно манипулирует чувствами зрителя), с этим не поспоришь. Но он выжимает слезу (не только у собачников, хотя у них особенно) и манипулирует не во вред, а, словно лирой, пробуждая чувства добрые и вместе с тем восславляя такое качество как верность. Фильм зовёт к добру, к любви не только к братьям нашим меньшим, но и к ближнему (помните, про «возлюби ближнего своего»?). Пусть он и манипулятивный, но одновременно это хороший добрый семейный фильм. Семейный! Но я смотрел его в зале один. Как-то поздно вечером возвращался домой с очередного классического концерта и решил заглянуть в кинозал. Да-да, вот так вот: смотрел добрый семейный фильм один, аки перст. И вспоминал нашу семейную собаку — рыжую дворнягу-кобеля по имени Фокс. Он, инвалид с давно сломанной/кривой ногой (когда-то плохо срослось) и обрезанными ушами, был взят дочкой в возрасте 5-6 лет из собачьего приюта и прожил у нас примерно 8,5 лет, покинув бренный мир в сентябре прошлого года. Классный был пёс! Умный, добрый, благородный, благодарный (в своей прежней жизни, видимо, сильно от людей претерпевший и настрадавшийся).

***

Сюжет кинокартины основан на реальных событиях, случившихся в Эквадоре (напомню, что в фильме Эквадор заменен на Доминиканскую республику, что с точки зрения российского зрителя, вовсе не две большие разницы, а почти одно и то же). Некий швед (не американец, но всё одно «супостат») по имени Микаэль Линднорд, участвуя в приключенческих гонках, «усыновил» в чужой стране бездомного пса и привёз с собой в Швецию. Потом одну за другой написал книги: «Артур — пес, который пересек джунгли, чтобы найти дом», «Артур и друзья», «Молодой Артур». Права на экранизацию своих творений продал в Голливуд.

Когда сюжет прогремел на весь мир, а Артур прославился и принес шведу хороший доход, вдруг выяснилось, что собака вовсе не была бродячей/бездомной. У собаки нашелся прежний хозяин, которого пропажа животного прежде ничуть не беспокоила. Выяснилось, что при жизни в Эквадоре пес звался… нет-нет, не Алым, а Барбунчо. Но, как известно, за время пути собака могла если не подрасти (она и так размером большая и лохматая), то переименоваться. Поднялся большой международный скандал, закончившийся бурей в стакане воды: швед Микаэль Артура-Барбунчо бывшему хозяину не вернул. Пёс прожил у потомка викингов хорошую жизнь и умер в 2020 году.

***

P.s. Писали, что «Артур, ты король» — это три фильма в одном: про собаку, про драму главного героя-спортсмена и про гонки. Нет, нет и нет! Фильм один, но в нём три сюжетные линии: одна — ключевая и две вспомогательные, оттеняющие первую. Без первой вторые две — ничто и никому (в том числе Голливуду) не были бы нужны. А первая, повторюсь, — это самый настоящий гимн/ода собаке. Бродячей бездомной собаке. И вообще собаке как «образу собирательному». Гимн верности и надёжности — качествам, которые стали такой редкостью в мире людей.

Владимир Буев,

фото из открытых источников

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье